Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

4 совета, как оценить эффективность масштабирования бизнеса

24.05.2024
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Иван Шестак
Редактор блога «Финансиста»
Масштабирование позволяет компании увеличивать объёмы работы, охватывать новые рынки и увеличивать доходы. Однако успешное расширение требует не только ресурсов и планирования, но и чёткой оценки эффективности.

В прошлом материале мы рассказали, как бизнесу подготовиться к масштабированию, а когда лучше отложить экспансию рынка. В этой статье финансовый директор Екатерина Яхонтова дала четыре практических совета, на что обращать внимание во время наращивания мощностей.
Узнайте в наших рассылках
Больше о масштабировании бизнеса
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Чтобы правильно оценивать эффективность расширения, стоит придерживаться четырёх рекомендаций.

Совет № 1. Анализируйте финансовые показатели

При расширении бизнеса важно понимать, как меняются чистая прибыль, выручка, себестоимость и маржинальность. Если план не выполнен, стоит выяснить причины и пересмотреть бизнес-процессы. Например, изменить маркетинговую стратегию, запустить обновлённую рекламную кампанию, нанять ещё сотрудников или дать больше времени для реализации плана.

Если изменения не приносят результатов, лучше вернуться на шаг назад и поменять стратегию масштабирования. Возможно, потребуется уволить часть сотрудников или закрыть точку.

Чтобы понимать ситуацию в компании, нужно вести три главных управленческих отчёта:
  • Отчёт о движении денежных средств (ОДДС)
    Даёт понимание, сколько денег сейчас на счетах компании, откуда они приходят и куда уходят.
  • Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ)
    Показывает точную чистую прибыль компании.
  • Управленческий баланс
    Содержит информацию о финансовом положении компании в конкретный момент времени.
Расширение бизнеса даёт существенные преимущества, но также может временно ухудшить некоторые показатели. Например, увеличить затраты и задолженность, снизить маржу. Это нормально для краткосрочного периода. Важно следить за каждым изменением, анализировать его и сравнивать с ключевыми показателями.

Совет № 2. Отслеживайте тревожные сигналы

Игнорирование тревожных сигналов на этапе расширения бизнеса может привести к серьёзным проблемам, вплоть до утраты позиций на рынке. Есть несколько ключевых признаков, что что-то идёт не так.

  • Рост затрат не соответствует увеличению выручки или конечный результат — затраченным ресурсам.
  • Прибыль и оборачиваемость запасов снижаются длительное время.
  • Дебиторская задолженность приводит к кассовым разрывам.
  • Маржа снижается без видимых причин.
  • Конкурентоспособность товара или услуг ухудшается.
Регулярный мониторинг таких моментов помогает на ранних этапах находить проблемы и устранять их.
Тревожные сигналы, за которыми нужно следить во время расширения бизнеса.

Совет № 3. Следите за динамикой спроса

Во время масштабирования во всех филиалах нужно следить за динамикой спроса. Если у второй точки клиентов стало больше за счёт основной, необходимо выяснить, почему так получилось. После стоит доработать маркетинговую стратегию по привлечению новых клиентов.

Совет № 4. Анализируйте количество покупателей

На каждом этапе масштабирования нужно оценивать текущее количество клиентов и привлекать новых: поддерживать контакт, разрабатывать новые приёмы привлечения и укреплять уверенность покупателей в качестве товаров или услуг.

Параллельно важно фиксировать, как часто клиенты возвращаются и делают повторные покупки. Если этого не происходит, то в компании нужно изучить, как увеличить ретеншн.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
14.11.2024
12.11.2024
02.11.2024