Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Получите до 70 000 руб за перенос отчетности из Excel или другого сервиса в сервис Финансист
Бесплатно. Навсегда
Оставьте заявку на бесплатный аудит
и получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши в подарок
Осталось 17 мест в этом месяце
Оставьте заявку на бесплатный аудит
и получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши в подарок
Получите до 70 000 руб за перенос отчетности из Excel или другого сервиса в сервис Финансист
Осталось 17 мест в этом месяце

Как рассчитать чистую прибыль бизнеса

14.05.2024
Чистая прибыль — показатель, который должен находиться в приоритете у любого предприятия. Этот параметр отражает успехи и провалы компании и определяет, с какой скоростью бизнес будет расти.

Рассказываем, почему нужно уметь правильно рассчитывать чистую прибыль, с какими другими видами прибыли путают показатель и что общего во всех расчётах. Кроме того, покажем, как вычислить чистую прибыль на конкретном примере.
Содержание материала:

Что такое чистая прибыль
Какие бывают виды чистой прибыли
Как рассчитывать чистую прибыль
Методы анализа чистой прибыли
Пример расчёта чистой прибыли
Какие бывают ошибки при расчёте
Рекомендации по подсчёту чистой прибыли
Получайте эксклюзивные материалы о бизнесе от сервиса «Финансист»
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Определение

Чистая прибыль — это деньги, которые остаются у организации после вычета расходов, налоговых платежей и других обязательств из выручки.

Зачем нужно рассчитывать чистую прибыль

Бизнес начинается с желания собственника получить дивиденды. И чем выше величина чистой прибыли (ЧП) у компании, тем больше владелец может получить денег.

Собственник может потратить ЧП на масштабирование предприятия. Компания может запустить несколько экспериментальных продуктовых линеек или новые производственные точки.

Руководство в уставе компании может определять сферы для распределения ЧП. Например, для:

  • развития новых проектов без внешнего финансирования;
  • разработки новых технологий;
  • пополнения резервного фонда;
  • мотивации сотрудников с помощью премий и надбавок;
  • инвестиций в сторонние проекты или акции других предприятий.
Сферы, куда можно направлять чистую прибыль.
Показатель чистой прибыли является ориентиром для внешних взаимодействий. Благодаря ему контрагенты могут оценивать платёжеспособность компании и планировать условия сделок.

Основные понятия

Виды прибыли

Прибыль различается в зависимости от того, какие виды доходов и расходов используются в расчётах.

Валовая прибыль — те деньги, которые остаются после вычета себестоимости из выручки.

Операционная прибыль — сумма, которая остаётся после вычитания из валовой прибыли операционных расходов.

Маржинальная прибыль — это разница между выручкой и переменными расходами.

Формула расчёта чистой прибыли

Расчёт чистой прибыли компании зависит от стандартов бухгалтерского учёта, финансовой политики и специфики отрасли. Но есть общая формула, которая выглядит так:
Общая формула для расчёта чистой прибыли.
где:

В — выручка от продаж продукции за определённый период;
СП — себестоимость продаж;
УР — расходы на управление;
КР — коммерческие расходы;
ПП — полученные проценты с депозитов или вкладов;
ППЛ — проценты по платежам;
ПД — прочие доходы вне основной деятельности компании;
ПР — прочие расходы, которые не зависят от основной направленности предприятия;
НП — налоги на прибыль, размер которых зависит от формы налогообложения.

Методы анализа чистой прибыли

Для анализа ЧП чаще всего используют четыре метода.

Горизонтальный анализ позволяет сравнить ЧП за разные периоды и выявить тренды в изменениях показателя.

Вертикальный анализ концентрируется на исследовании структуры расходов, доходов, обязательств и собственности организации. Он необходим, чтобы определить долю чистой прибыли от общей выручки или другого базового показателя.

Факторный анализ помогает оценить вклад каждого фактора в рост или уменьшение ЧП. Такими факторами могут быть себестоимость или размер налогов.

Статистический анализ используется для прогноза чистой прибыли. Метод требует большого объёма информации за предыдущие периоды.

Пример расчёта

Представим небольшую компанию «Желешный человек», которая производит мармелад. Результаты отчётного периода получились следующими:

  • поступления от продаж мармелада — 500 тысяч рублей;
  • производственные расходы — 310 тысяч рублей;
  • затраты на маркетинговую кампанию — 40 тысяч рублей;
  • лизинговые платежи за оборудование — 30 тысяч рублей;
  • платежи по ОСНО — 20% налога на прибыль.

Пошаговая инструкция расчёта чистой прибыли

На основе результатов мармеладной компании можно посчитать чистую прибыль в пять шагов.
Шаг № 1. Сперва необходимо рассчитать валовую прибыль и вычесть из выручки производственные расходы.

500 000 — 310 000 = 190 000

Шаг № 2. Затем нужно посчитать прибыль от продаж и отнять из валовой прибыли расходы на маркетинг.

190 000 - 40 000 = 150 000

Шаг № 3. Далее требуется рассчитать доналоговую прибыль и вычесть лизинговые платежи.

150 000 — 30 000 = 120 000

Шаг № 4. Затем — определить размер налога.

120 000×20% = 24 000

Шаг № 5. Остаётся посчитать величину чистой прибыли:

120 000 — 24 000 = 96 000

Далее собственник «Желешного человека» может направить чистую прибыль на дивиденды, вложить в резервный фонд или оплатить лизинг.

Типичные ошибки в расчётах чистой прибыли

Неправильный учёт доходов и расходов

Некорректный подсчёт доходов и расходов может привести к ошибочной оценке финансового состояния компании и неверному определению чистой прибыли. Примеры таких ошибок включают:

  • предварительное признание доходов — запись доходов до фактического выполнения услуг или отгрузки товаров. Например, компания признала доход от крупной продажи в мае, хотя товар покупателю передадут только в июне.

  • запоздалое отражение расходов — запись расходов в не соответствующий период. Например, компания купила ресурсы в апреле, но записала эти расходы только в мае. Это может привести к завышению прибыли в апреле.

Игнорирование неденежных статей

Многие компании игнорируют неденежные статьи, такие как амортизация и обесценение активов, что также искажает данные о чистой прибыли.

Например, организация купила оборудование за миллион рублей с расчётом амортизации на 10 лет. Ежегодные отчисления в этом случае составят 100 тысяч рублей. Если не учитывать в расходах амортизацию, то валовая прибыль за год будет искусственно завышена на 100 тысяч рублей. Следовательно, и показатель ЧП будет неверным.

Так же и с обесценением активов. Если ресурсы на складе устарели, повредились и потеряли в цене, их стоимость нужно скорректировать. Без учёта обесценения компания покажет завышенную стоимость активов, что исказит реальный показатель чистой прибыли.

Рекомендации по подсчёту чистой прибыли

Автоматизация учёта

Автоматизация учёта значительно облегчает расчёты и контроль чистой прибыли.

  1. Системы собирают данные из разных источников и мгновенно обновляют финансовые отчёты. Это позволяет постоянно мониторить показатель.

  1. Когда учёт автоматизирован, расчёт себестоимости и распределение затрат происходят без ошибок. Это нужно для корректного отображения ЧП.

  1. Некоторые системы позволяют анализировать чистую прибыль любым способом, что помогает прогнозировать показатель и сравнивать тренды за разные периоды.

  1. Сервисы по автоматизации учёта со встроенными дашбордами и графиками облегчают контроль ЧП благодаря наглядности.
Если вы хотите узнать, как автоматизировать процессы в компании, читайте нашу пошаговую инструкцию по внедрению автоматизации в ваш бизнес.

Регулярная сверка данных

Сверка плановых и фактических данных помогает убедиться в том, что каждая транзакция корректно отражена в отчётах компании. Для этого нужно придерживаться нескольких шагов.
  • Шаг № 1. Пропишите регламент расчёта
    Определите:
    • что входит в выручку и когда её признавать;
    • из чего состоит себестоимость;
    • как учитывать затраты.
  • Шаг № 2. Создайте плановые показатели
    Составьте бюджет по каждому показателю и установите целевые значения чистой прибыли.
  • Шаг № 3. Регулярно сверяйте план с фактом
    Ежемесячно сопоставляйте фактические данные с плановыми, а также анализируйте отклонения и определяйте их причины.

Заключение

Чистая прибыль зависит от большого количества факторов, и почти на каждый из них можно влиять. Для этого бизнесу нужно стремиться оптимизировать себестоимость, управленческие и коммерческие расходы, брать дешёвые кредиты, развивать рентабельные направления и снижать налоговую базу. И только постоянный анализ ЧП поможет компании расти быстрее.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
23.07.2024
16.07.2024
12.07.2024