У небольших предпринимателей сложилось устойчивое мнение: если ИП применяет специальный налоговый режим (ПСН или УСН), то первичные документы не нужны. Но это в корне неверно.
Даже если ИП освобождается от
бухгалтерского учёта в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», то Налоговый кодекс РФ не даёт такого права. Согласно статьям 23 и 24 НК РФ, налогоплательщики обязаны вести налоговые регистры (отчёты) и обеспечивать сохранность документов, которые подтверждают доходы и расходы.
Если вы платите налог с дохода, то документы по расходам у вас могут запросить по встречной проверке контрагента. Кроме того, бумаги могут потребовать, если проходит проверка конкретной сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ. Это означает, что на все доходы и расходы у вас должны быть первичные документы. Статья 23 НК РФ обязывает хранить их в течение не менее пяти лет.
При этом НК РФ не разделяет налогоплательщиков в зависимости от системы налогообложения. Хранить документы обязаны все, тем более те предприниматели, которые пользуются льготами и пониженными ставками.
Если во время проверки у вас на руках не будет нужных бумаг, их попросят восстановить. Можно обратиться к
контрагенту, но есть риск, что документы воссоздать не выйдет. В итоге налоговые органы откажут вам в льготах, не примут расходы и доначислят налог.