1. Наличие товаров-субститутовКогда у товара много заменителей, спрос более эластичен. Покупатели могут легко перейти на другие продукты, если цена возрастёт. Например, если шоколад Milka подорожает, потребители станут покупать плитки Dove.
2. Доля расходов на товар в бюджете потребителяЕсли товар занимает бóльшую часть бюджета потребителя,
спрос на него обычно более эластичен. Потребители чувствительны к изменениям цен на товары, которые занимают бóльшую часть их расходов. Например, когда человек регулярно покупает фрукты и овощи в магазине, а ритейлер внезапно поднимает цены, потребитель наверняка заглянет на соседний рынок.
3. Временной горизонтВ краткосрочной перспективе спрос часто оказывается неэластичным, так как потребителям требуется время, чтобы адаптироваться к изменениям и найти альтернативы. В долгосрочной перспективе спрос обычно становится более эластичным. Например, когда в проверенном магазине одежды вырастают цены, покупателю требуется какое-то время, чтобы найти замену.
4. Необходимость товараТовары первой необходимости, например, продукты питания и лекарства, часто имеют неэластичный спрос. Их будут покупать несмотря на увеличение цены. А вот спрос на товары роскоши более эластичен. Например, простудившийся человек не откажется от антивирусных препаратов, даже если цена на них вырастет. И напротив — при росте цен на украшения, аксессуары и автомобили их покупают реже.
5. Диапазон доходов потребителейЕсли потребители имеют высокий доход, они менее чувствительны к изменениям цены. Из-за этого спрос на некоторые товары становится менее эластичным. Например, рост цен на элитное жильё не сильно сказывается на количестве продаж.
6. Уровень осведомлённости потребителейЧем больше покупатели знают об аналогах продуктов, тем более эластичным становится спрос. Например, при росте цен на молоко в «Пятёрочке» кто-то продолжит покупать его там же, а кто-то зайдёт в соседнюю частную лавку.