Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

Что такое управление рисками?

Управление рисками — это процесс идентификации, анализа, оценки и контроля угроз и возможностей. Риск-менеджмент помогает компаниям разрабатывать стратегии для предотвращения нежелательных событий, а также увеличить влияние положительных факторов.
Всё это только в наших рассылках
Лайфхаки, эксклюзивы и подарки
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Что включает управление рисками?

Управление рисками — это итеративный процесс, который продолжается на протяжении всего жизненного цикла проекта. Он помогает организациям предотвращать финансовые и материальные потери, обеспечивать устойчивость бизнеса и достигать целей эффективнее.

1. Идентификация рисков
Определение рисков, которые могут повлиять на проект. Включает финансовые, юридические, технологические, природные и другие типы угроз.

2. Оценка рисков
Анализ и оценка рисков по степени их вероятности и потенциального воздействия на проект. Этот шаг помогает приоритизировать угрозы по степени их серьёзности.

3. Разработка стратегий управления рисками
Определение способов, которые помогут снизить вероятность появления угроз. Основные стратегии — это:

  • избежать риск — предотвратить его появление;
  • снизить риск — допустить возникновение угрозы, но минимизировать её влияние;
  • передать риск — делегировать решение проблемы третьим лицам;
  • принять риск — позволить ему произойти. В этом случае компания может потратить меньше ресурсов на то, чтобы устранить последствия угрозы, чем её избежать.
4. Реализация стратегий управления рисками
Применение выбранных стратегий. Например, изменение планов, бизнес-процессов или приобретение страховки.

5. Мониторинг
Регулярный анализ рисков, чтобы определять новые угрозы и оценивать эффективность мер по их управлению. Процесс позволяет адаптировать стратегии к меняющимся условиям.

Как оценивают риски?

Оценить риск — это значит определить, с какой вероятностью он возникнет и как повлияет на проект или организацию. Оценка угрозы бывает качественной и количественной.

Качественная оценка рисков

Фокусируется на определении серьёзности рисков на основе субъективного суждения. Включает следующие шаги.

1. Идентификация
Определение потенциальных угроз, которые могут повлиять на проект или организацию.

2. Оценка вероятности и воздействия
Ранжирование рисков по вероятности их возникновения и потенциальному воздействию на проект или предприятие. Обычно для этого используют шкалу от «очень низкий» до «очень высокий».

3. Приоритизация
Определение приоритетности угроз на основе их вероятности и воздействия, чтобы сфокусировать усилия на самых опасных.

Количественная оценка рисков

Использует числовые данные, чтобы оценить вероятность и влияние рисков, а также определить общий уровень угроз для проекта. Включает несколько шагов.

1. Сбор информации
Сбор количественных данных о рисках, их вероятности и потенциальном воздействии.

2. Анализ влияния
Определение воздействия угроз на проект с помощью статистических методов и моделей.

3. Оценка вероятности
Применение вероятностных моделей для каждого риска.

4. Расчёт ожидаемых потерь
Определение ожидаемых потерь с учетом вероятности, с которой может возникнуть риск.

5. Агрегирование
Суммирование рисков и получение общей оценки угрозы для проекта или организации.

Обе методологии дополняют друг друга. Качественная оценка полезна для быстрой идентификации и приоритизации рисков, а количественная оценка предоставляет более точное и объективное измерение. В идеале, компании должны стремиться использовать обе методологии, чтобы лучше понимать риски и точнее ими управлять.

Пример оценки рисков

Компания Stellar планирует запуск нового продукта. Чтобы оценить риски, она использует качественные и количественные методы. Аналитики идентифицировали три угрозы, оценили вероятность их возникновения и последствия.

1. Риск низкого спроса
Существует риск, что спрос на продукт окажется ниже ожидаемого. Это приведёт к недостаточно высоким продажам и убыткам.

Вероятность: средняя.
Последствия: высокие.

2. Риск задержек в производстве
Возможные задержки в цепочке поставок приведут к простою производства и отложенному выходу на рынок.

Вероятность: низкая.
Последствия: средние.

3. Риск негативных отзывов
Если продукт не соответствует ожиданиям потребителей, это может привести к негативным отзывам и повредить репутации бренда.

Вероятность: средняя.
Последствия: высокие.

После качественной оценки провели количественную — оценили последствия в цифрах.

1. Риск низкого спроса
Для анализа потребовались исторические данные о продажах аналогичных продуктов и рыночные исследования. Аналитики смоделировали несколько сценариев и заключили, что в случае низкого спроса потенциальные убытки могут составить до двух миллионов рублей в первый год.

2. Риск задержек в производстве
Анализ цепочки поставок и вероятности задержек показал, что перерыв на один месяц приводит к убыткам в размере 500 тысяч рублей из-за упущенных продаж.

3. Риск негативных отзывов
Аналитики использовали данные о влиянии отзывов на продажи других продуктов и оценили, что негативные отзывы снизят продажи на 30% — компания потеряет 1,5 миллиона рублей.

С какими рисками сталкиваются компании?

Стратегические риски

Связаны с решениями, которые касаются деятельности компании. Чаще всего они возникают, когда бизнес выходит на новые рынки, запускает новые продукты или меняет бизнес-модель. Например:

  • потеря конкурентоспособности;
  • угрозы, которые связаны с M&A;
  • неправильное позиционирование продукта.

Операционные риски

Связаны с внутренними процессами, людьми и системами, а также с внешними событиями, которые могут нарушить текущие операции компании. Включают:

  • сбой в цепочке поставок;
  • потерю данных;
  • простой производства.

Финансовые риски

Связаны с финансовой стабильностью компании. Например:

Риски со стороны персонала

Связаны со штатом сотрудников и человеческими ресурсами. Включают:

  • потерю ключевых сотрудников;
  • изменение в трудовом законодательстве;
  • ухудшение отношений с персоналом.

Юридические риски

Связаны с изменениями в законах. Например:

  • нарушение законодательства;
  • риски, связанные с патентами и авторскими правами.

Технологические риски

Связаны с технологическими изменениями. Включают:

  • риск устаревания технологий;
  • нарушение кибербезопасности;
  • отсутствие интеграции новой системы с существующими.

Репутационные риски

Связаны с тем, как клиенты и партнёры воспринимают компанию. Например:

  • негативные публикации в СМИ;
  • неудачная пиар-компания;
  • потеря доверия клиентов.

Экологические риски

Связаны с воздействием на окружающую среду. Включают:

  • экологические катастрофы;
  • несоответствие экологическим стандартам.
Читать в блоге «Финансиста»
10.10.2024
08.10.2024
02.10.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.