Top.Mail.Ru
Проверьте
эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что такое бизнес-процесс?

Бизнес-процесс — это набор взаимосвязанных задач или действий, которые выполняют для достижения конкретной цели. Основная задача бизнес-процесса — преобразовать входные данные (ресурсы, информацию, материалы) в выходные (продукты, услуги, результаты).

Какие есть виды бизнес-процессов?

1. Основные процессы связаны с основной деятельностью компании и создают ценность для клиентов.

Например, для автомобильной производственной компании Drive основным процессом будет производство автомобиля от дизайна до сборки и тестирования.

2. Вспомогательные процессы обеспечивают поддержку основных и включают задачи, которые нужны для эффективного функционирования организации.

Чтобы производство в Drive не останавливалось, компании нужны сотрудники. Вспомогательный процесс — управление человеческими ресурсами: найм команды, обучение и развитие персонала.

3. Управленческие процессы связаны с управлением и стратегическим планированием в компании. Они направлены на координацию ресурсов и деятельности в целом.

Например, Drive каждые полгода проводит встречу, где обновляет стратегию компании. На таких совещаниях обсуждают миссию, видение, цели и стратегию организации.

4. Операционные процессы связаны с ежедневной деятельностью компании. Они обеспечивают стабильность и эффективность работы предприятия.

Например, компании Drive нужно постоянно закупать необходимые детали, а также вести их учёт.

5. Инновационные процессы связаны с разработкой и внедрением новых идей, продуктов или услуг.

Например, в Drive постоянно проводят исследования, чтобы производить машины с технологиями, которых ещё нет на рынке.

6. Коммуникационные процессы обеспечивают эффективное взаимодействие внутри компании и с внешними контрагентами.

Например, руководители в Drive организуют собрания, распространяют внутренние новости и собирают обратную связь от сотрудников.

Характеристики бизнес-процессов

1. Целенаправленность
Каждый бизнес-процесс направлен на достижение конкретной цели, которая соответствует стратегии организации.

2. Измеримость
Эффективность бизнес-процесса можно оценить с помощью конкретных показателей: время выполнения, стоимость, качество и уровень удовлетворенности клиентов.

3. Повторяемость
Бизнес-процессы обычно повторяются. Это позволяет достичь постоянства и эффективности в деятельности.

4. Взаимосвязь
Бизнес-процессы часто пересекаются, что требует обмена информацией и ресурсами между сотрудниками. Это обеспечивает целостность и координацию в работе организации.

5. Динамичность
Процессы могут меняться в зависимости от внутренних и внешних факторов: изменений в рыночной среде, технологиях или стратегии компании.

6. Участие заинтересованных сторон
В бизнес-процессы вовлечены различные заинтересованные стороны: сотрудники, клиенты, поставщики, партнёры.

7. Ресурсоёмкость
Для выполнения бизнес-процессов требуются ресурсы: время, человеческий капитал, финансы, оборудование и информационные технологии.

8. Управляемость и контролируемость
Бизнес-процессами нужно управлять, чтобы быстрее достигать поставленных целей.

Какие обязанности у участников бизнес-процессов?

В бизнес-процессах участники играют конкретные роли. Основных ролей несколько.

1. Заказчик (Customer) — получатель конечного продукта процесса.

2. Владелец процесса (Process Owner) отвечает за эффективность и результативность процесса, инициирует изменения и улучшения, поддерживает стандарты качества и соответствие нормативным требованиям.

3. Исполнитель (Operator) выполняет задачи в рамках процесса, отвечает за качество своей работы, сообщает менеджеру о проблемах и предлагает улучшения.

4. Менеджер процесса (Process Manager) координирует деятельность участников процесса, обеспечивает соблюдение временных рамок и бюджета, анализирует и оптимизирует процесс.

5. Аналитик процесса (Process Analyst) собирает и анализирует данные о процессе, выявляет узкие места и возможности для улучшения.

Как управлять бизнес-процессами?

Управление бизнес-процессами — это систематический подход к анализу, улучшению, контролю и моделированию процессов в организации. Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

1. Идентификация и документирование процессов
Следует обозначить все бизнес-процессы в организации, а также описать шаги выполнения, задачи, участников и ресурсы для каждого из них.

2. Анализ процессов
Нужно постоянно оценивать состояние процессов и выявлять узкие места. С этим поможет SWOT-анализ и анализ потока работы (workflow analysis)

3. Оптимизация бизнес-процессов
Если узкие места выявлены, их следует устранить для улучшения производительности. Для этого может потребоваться автоматизация.

4. Внедрение изменений
Для успешного обновления бизнес-процессов нужен план, который включает распределение ресурсов и обучение персонала. Внедрять изменения следует поэтапно, с мониторингом результатов после каждой итерации.

5. Мониторинг и контроль
Требуется постоянно отслеживать производительность процессов с помощью ключевых показателей эффективности (KPI). Для этого можно использовать системы управления процессами.

6. Непрерывное улучшение
Бизнес-процессы нужно постоянно развивать. В этом могут помочь следующие методы: Kaizen, Lean или Six Sigma.
Читать в блоге «Финансиста»
12.03.2024
28.02.2024
09.02.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.