Top.Mail.Ru
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что такое KPI?

KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности) — метрики, которые позволяют оценить эффективность компании, отдела или сотрудника.
KPI зависят от сферы, типа бизнеса и целей предприятия. Например, для магазина в секторе розничной торговли KPI является объём продаж, а для сервисной компании показателем служит уровень удовлетворённости клиентов.

Какими должны быть KPI?

1. Измеримыми, чётко определяемыми и поддающимися количественной оценке.

2. Достижимыми, реалистичными и выполнимыми в рамках доступных ресурсов.

3. Релевантными, важными для текущей бизнес-ситуации и стратегических целей.

4. Ограниченными по времени и привязанными к определённому периоду.

Как разработать эффективную систему KPI?

1. Определить бизнес-цели
Сперва следует оценить долгосрочные и краткосрочные цели компании. Например, увеличение прибыли, улучшение удовлетворённости клиентов, оптимизация процессов или расширение доли рынка.

2. Проанализировать ключевые составляющие бизнеса
Нужно выяснить, какие составляющие бизнеса сильнее всего влияют на достижение поставленных целей. Например, для розничной торговли важно контролировать уровень запасов, а для онлайн-сервисов — время отклика сайта.

3. Разработать KPI
KPI должны быть конкретными и измеримыми. Показатели должны отражать успех или неудачу при достижении целей. Например, если компания хочет увеличить продажи, нужно отслеживать процент их роста за период.

4. Убедиться, что KPI выполнимы и реалистичны
Стоит устанавливать только те KPI, которые можно достичь с учётом доступных ресурсов и при текущей ситуации в экономике.

5. Обеспечить связь KPI с планом действий
К KPI стоит относиться как к цели. Следует разработать детальную стратегию с пошаговым планом, в которую нужно заложить ожидаемые показатели.

За какими KPI следить в разных отделах компании?

Ключевые показатели эффективности отличаются в зависимости от целей компании и специфики бизнеса. Обычно предприятия устанавливают их самостоятельно. Однако есть базовый набор значений, которые нужно отслеживать в любом бизнесе.

KPI для отдела маркетинга

  • Стоимость привлечения клиента (CAC) — отношение затрат на маркетинг к количеству новых клиентов.
  • Возврат инвестиций в маркетинг (ROMI) — доход от маркетинговых кампаний в отношении к затратам на маркетинг.
  • Вовлечённость в социальных сетях — количество лайков, комментариев, репостов и подписчиков.
  • Конверсионные показатели веб-сайта — процент посетителей сайта, которые выполняют желаемое действие, например, подписываются на рассылку.
  • Охват аудитории#nbsp;— количество уникальных пользователей и просмотров.

KPI для отдела продаж

  • Объём продаж — общая сумма продаж за период.
  • Количество новых клиентов, привлечённых за период.
  • Средний чек — средняя сумма покупки.
  • Процент достижения плана продаж — отношение фактических продаж к целевым показателям.
  • Длительность продажного цикла — время от первого контакта с клиентом до закрытия сделки.

KPI для отдела кадров

  • Показатель текучести кадров — процент сотрудников, которые уволились за определённый период.
  • Среднее время закрытия вакансий — количество дней от открытия вакансии до найма сотрудника.
  • Уровень удовлетворённости сотрудников работой и условиями. Можно получить с помощью опросов.
  • Выполнение плана обучения — процент сотрудников, которые прошли запланированные программы подготовки.

KPI для финансового отдела

  • Прибыльность — отношение чистой прибыли к доходам.
  • Денежный поток — чистый приток или отток наличных средств за определённый период.
  • Отношение долга к капиталу — доля заёмных средств в общей капитализации компании.
  • Бюджетное отклонение — разница между плановыми и фактическими расходами.
  • Оборачиваемость запасов — скорость, с которой компания продаёт и заменяет запасы.

KPI для отдела по работе с клиентами

  • Уровень удовлетворённости клиентов (CSAT) — оценка удовлетворённости клиентов после взаимодействия с отделом.
  • Чистый промоутерский индекс (NPS) — показатель лояльности клиентов на основе готовности рекомендовать компанию.
  • Среднее время ответа на запрос клиента.
  • Решение проблемы с первого контакта — процент проблем, которые решили при первом обращении клиента.
  • Общее количество обращений клиентов.

Коротко про KPI

Система KPI позволяет руководству эффективно управлять компанией. С помощью показателей можно измерять прогресс, принимать точные решения и повышать производительность.
Читать в блоге «Финансиста»
25.04.2024
19.04.2024
15.04.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.