Top.Mail.Ru
Проверьте
эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что такое эластичность спроса?

Эластичность спроса — коэффициент, который показывает, как изменится количество продаж в ответ на увеличение или уменьшение цены.

Как рассчитать эластичность спроса?

Эластичность спроса рассчитывается по формуле:

Эластичность спроса = Изменения в количестве спроса в процентах / Изменения в цене в процентах

Пример

Компания Best Pens торговала ручками по 20 рублей. При этой цене удавалось продавать в среднем 100 единиц в месяц. Затем цену снизили до 18 рублей, и в итоге количество продаж выросло до 120 штук.

Рассчитаем процентное изменение цены и количества спроса.

1. Изменение цены
((Новая цена − Старая цена) / Старая цена) x 100% = (18 − 20) / 20) x 100% = −10%

Цена снизилась на 10%.

2. Изменение спроса

((Новое количество − Старое количество) / Старое количество) x 100% = ((120 − 100) / 100) x 100% = 20%

Спрос увеличился на 20%.

3. Эластичность спроса

Эластичность спроса = 20% / −10% = −2

Расчёт показывает, что спрос на ручки является эластичным. Знак минус указывает на обратную зависимость цены и спроса: снижение цены приводит к увеличению спроса

Какие бывают виды эластичности спроса?

1. Эластичный спрос
Небольшое изменение цены приводит к значительному изменению количества спроса. Коэффициент эластичности в этом случае больше «1» по модулю.

Представим, что на рынке много разных брендов кофе. Если одна компания внезапно повысит цену на свою банку с зёрнами, потребители легко переключатся на другие бренды. В этом случае даже небольшое повышение цены приводит к значительному сокращению спроса на товар у одной компании.

2. Неэластичный спрос
Значительные изменения цен вызывают лишь небольшие изменения в количестве спроса. Так обычно происходит с продуктами, которые необходимы для потребителей и не имеют заменителей. Коэффициент эластичности меньше «1».

Примером могут послужить коммунальные услуги. Воду используют для питья, готовки, уборки и личной гигиены. Даже если цена увеличится, потребители не смогут отказаться от неё или найти альтернативу. Аналогично с электричеством. Оно нужно для работы бытовой техники, освещения и отопления. Повышение цен на электроэнергию не приводит к значительному сокращению её потребления.

3. Единичная эластичность
Цена и количество продаж меняются в одинаковой степени. Это означает, что общий доход остаётся неизменным при изменении цены.

Представим страну, где мало альтернатив автомобильному транспорту. Цену на бензин подняли на 10%. В результате топливо стали покупать на 10% реже. Общий доход от продажи бензина остался прежним несмотря на изменение цены.

От чего зависит эластичность спроса?

1. Наличие товаров-субститутов
Когда у товара много заменителей, спрос более эластичен. Покупатели могут легко перейти на другие продукты, если цена возрастёт. Например, если шоколад Milka подорожает, потребители станут покупать плитки Dove.

2. Доля расходов на товар в бюджете потребителя
Если товар занимает бóльшую часть бюджета потребителя, спрос на него обычно более эластичен. Потребители чувствительны к изменениям цен на товары, которые занимают бóльшую часть их расходов. Например, когда человек регулярно покупает фрукты и овощи в магазине, а ритейлер внезапно поднимает цены, потребитель наверняка заглянет на соседний рынок.

3. Временной горизонт
В краткосрочной перспективе спрос часто оказывается неэластичным, так как потребителям требуется время, чтобы адаптироваться к изменениям и найти альтернативы. В долгосрочной перспективе спрос обычно становится более эластичным. Например, когда в проверенном магазине одежды вырастают цены, покупателю требуется какое-то время, чтобы найти замену.

4. Необходимость товара
Товары первой необходимости, например, продукты питания и лекарства, часто имеют неэластичный спрос. Их будут покупать несмотря на увеличение цены. А вот спрос на товары роскоши более эластичен. Например, простудившийся человек не откажется от антивирусных препаратов, даже если цена на них вырастет. И напротив — при росте цен на украшения, аксессуары и автомобили их покупают реже.

5. Диапазон доходов потребителей
Если потребители имеют высокий доход, они менее чувствительны к изменениям цены. Из-за этого спрос на некоторые товары становится менее эластичным. Например, рост цен на элитное жильё не сильно сказывается на количестве продаж.

6. Уровень осведомлённости потребителей
Чем больше покупатели знают об аналогах продуктов, тем более эластичным становится спрос. Например, при росте цен на молоко в «Пятёрочке» кто-то продолжит покупать его там же, а кто-то зайдёт в соседнюю частную лавку.

Коротко об эластичности спроса

Эластичность спроса показывает, насколько изменится количество продаж в ответ на изменение цены. Коэффициент рассчитывается как отношение процентного изменения в количестве спроса к процентному изменению в цене.

Если эластичность больше «1», спрос эластичен — клиенты чувствительны к изменениям цены.

Если коэффициент меньше «1», спрос неэластичен — изменения цены мало влияют на количество спроса.

Если коэффициент равен «1» — изменения цены не влияют на общий доход.
Читать в блоге «Финансиста»
12.03.2024
28.02.2024
09.02.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.