Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

Что такое бизнес-аналитика и зачем она нужна

02.08.2024
В 2022 году компания Swift провела исследование о влиянии бизнес-аналитики на российские компании. Результаты показали, что благодаря внедрению этого инструмента предприятия снизили затраты на 15%, увеличили прибыль на 7% и сократили время выполнения задач на 30%.

Рассказываем, что такое бизнес-аналитика, чем она полезна компаниям и как внедрить инструмент на предприятии.
Содержание материала:

Что такое бизнес-аналитика и чем она отличается от бизнес-анализа
Каким предприятиям и для чего нужна бизнес-аналитика
Какие направления есть в бизнес-аналитике
Какие существуют методы бизнес-аналитики
Как классифицировать инструменты бизнес-аналитики
Как внедрить систему бизнес-аналитики на предприятие
Как подобрать бизнес-аналитика: рекомендации для компаний
Рассказываем в наших информационных рассылках
Больше об анализе бизнес-процессов
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Что такое бизнес-аналитика

Бизнес-аналитика (с англ. business analytics) — это инструмент, который помогает руководителям предприятий анализировать данные и принимать на их основе взвешенные управленческие решения. С её помощью улучшают процессы, увеличивают прибыль и оптимизируют работу организации.

В чём разница между бизнес‑аналитикой и бизнес‑анализом

Эксперты дискутируют о том, считается ли бизнес-аналитика синонимом бизнес-анализа или же это две отдельные сферы знаний. Давайте углубимся в основные задачи каждого направления.

Бизнес-анализ — это обширное исследование работы организации, которое затрагивает стратегию развития, процессы, управленческую иерархию и информационные системы. Задача анализа состоит в том, чтобы увидеть, как все элементы работают друг с другом и внешней средой, а затем оптимизировать процессы для достижения целей компании.

Бизнес-аналитика не так масштабна. Её задачи — сбор и обработка показателей, а также поиск закономерностей в деятельности компании. Результаты исследования ложатся в основу управленческих решений. То есть бизнес-аналитика — это одна из частей бизнес-анализа.

Каким предприятиям и для чего нужна бизнес‑аналитика

Бизнес-аналитика настолько многоцелевой инструмент, что проще отметить те предприятия, которым она будет полезна в меньшей степени.

Малый бизнес
В таких компаниях собственники могут обходиться без помощи аналитиков и принимать управленческие решения самостоятельно.

Консервативные предприятия
Бизнес-аналитика часто меняет процессы. Если компания не готова к переменам, инструмент окажется бесполезным.

Компании с простыми процессами
Если в организации нет сложных проблем и задач, бизнес-аналитика не нужна.
Компании, которые могут работать без бизнес-аналитики
В любом другом случае для развития компании нужен бизнес-анализ.
Рассмотрим пользу бизнес-аналитики на примере «‎Сбербанка». В 2018 году перед руководством стояла задача увеличить продажи потребительских кредитов. Для этого создали команду аналитиков, которые:

  • изучили данные о клиентах;
  • нашли сегменты потребителей, которые оказались склонны брать кредиты;
  • специально для этих сегментов разработали маркетинговую кампанию;
  • отслеживали результаты.
В итоге продажи потребительских кредитов в «‎Сбербанке» выросли на 20%. Банк не только увеличил свою долю на рынке, но и повысил удовлетворённость клиентов.

Направления бизнес-аналитики

Направления в бизнес-аналитике можно разделить на пять категорий.
В бизнес-аналитике можно выделить пять основных направлений, и это количество постоянно растёт
Реклама и маркетинг
Ежедневно тысячи команд маркетинга работают над привлечением клиентов и продвижением продуктов. Специалисты исследуют скорость отклика аудитории на разные акции и анализируют окупаемость прошлых кампаний. Бизнес-аналитика нужна маркетологам для разработки стратегий, которые увеличат продажи и усилят влияние бренда.

Продажи
Инструменты аналитики помогают сотрудникам отдела продаж разбить процесс на шаги и найти главные факторы, которые ведут клиента к покупке. Например, цена, доступность товара, местоположение или сезонность.

IT
Бизнес-аналитика помогает оценить, насколько информационные системы, уровень автоматизации и стандарты IT-сервисов покрывают нужды организации.

Управление персоналом
Руководители отделов кадров регулярно исследуют влияние своих инициатив на бизнес. Инструменты аналитики позволяют точнее оценивать результаты, сравнивать каналы рекрутинга и анализировать действия сотрудников.

Финансы
Бизнес-аналитика улучшает учёт денег в компании. С её помощью финансисты могут использовать прогнозные модели и машинное обучение для предсказания тенденций.
Бизнес-аналитика постоянно развивается, совершенствуются методы и инструменты исследования, что приводит к возникновению новых направлений.

Методы бизнес‑аналитики

Бизнес-аналитику можно проводить множеством методов. Остановимся только на самых популярных.

Data Mining
Применяет статистику, машинное обучение и алгоритмы для нахождения закономерностей в больших объёмах данных.

Прогнозирование
Использует различные статистические техники и модели машинного обучения, чтобы на основе исторических данных предсказывать события.

Кластеризация
Делит информацию на кластеры так, чтобы внутри каждой группы были схожие данные.

Анализ временных рядов
Выявляет последовательные данные, которые можно измерить через равные промежутки времени. Цель анализа — найти тренды или сезонность.

Оптимизация
Использует математические модели для поиска лучших решений, например, для уменьшения расходов и максимизации прибыли.

Регрессионный анализ
Помогает понять, как одна переменная (зависимая) подчиняется другой (независимой). Метод используют для планирования.

Корреляционный анализ
Измеряет связь переменных. Метод показывает, как увеличивается или уменьшается одна переменная, когда меняется другая.

BI-reporting
Собирает, интегрирует, исследует и предоставляет информацию с помощью BI-инструментов. Итогом становятся отчёты и дашборды.
Общие рекомендации для величины коэффициента финансового левериджа

Классификация инструментов бизнес-аналитики

Чтобы облегчить выбор подходящего инструмента, разделим их на пять групп.
Это лишь один из примеров классификации инструментария бизнес-аналитики

По способу размещения и доступа

Инструменты аналитики делятся на:


  • облачные платформы — доступны через интернет без установки на локальный сервер, например, Google Analytics;
  • локальные программы — установлены на корпоративный сервер, например, Microsoft SQL Server Analysis Services.

По функциональности

Инструменты могут классифицироваться в зависимости от специфики задач. Так, сервис Qlik Sense сконцентрирован на визуализации данных, а SPSS — на сложной статистике.

По масштабу

Разные сервисы бизнес-аналитики способны обрабатывать разный объём данных. Например, QuickBooks предлагает функционал финансового учёта для малых и средних предприятий. Однако для корпораций больше подойдёт Oracle Business Intelligence, который поддерживает сложные процессы.

По типу данных

Информация может быть в виде слов, чисел или временных рядов. Так, NVivo создан для анализа текстовых данных, Microsoft Excel — для чисел, а Tableau — для визуализации трендов и сезонности.

По степени интеграции

Не все инструменты могут быстро интегрироваться с бизнес-платформами.

  • Высокая степень интеграции свойственна сервисам вроде SAP Business Objects, которые могут объединять несколько баз данных и приложений. Это помогает создать единую аналитическую среду.
  • Примером низкой степени интеграции является Excel, который предназначен для автономной работы без использования внешних систем.

Как внедрить систему бизнес-аналитики на предприятие

Чтобы внедрение прошло гладко, придерживайтесь плана из девяти этапов.

1. Установите цель и задачу

Решите, для чего компании нужна бизнес-аналитика. Чаще всего к инструменту прибегают, когда хотят:

  • увеличить отдачу рекламных кампаний;
  • повысить результативность подразделений;
  • усовершенствовать сбор обратной связи от потребителей;
  • оптимизировать производство продукта или услуги.

2. Исследуйте текущие процессы в компании

После того, как определите цель и задачу, соотнесите их с текущим положением дел. Сопоставление поможет понять, где инструмент нужнее всего. Так, обычно систему используют для:

  • контроля складских запасов;
  • прогнозов спроса;
  • управления продажами;
  • изучения результатов маркетинговых кампаний.

3. Выберите платформу

Выбор платформы напрямую связан с текущими процессами, бюджетом, требованиями к визуализации, целями и размерами предприятия. Инструментов для аналитики много, и условно их можно поделить на три общие категории.

Бесплатные инструменты — Orange, Yandex DataLens и Google Data Studio, которые не требуют профессиональных знаний и доступны даже малым и средним компаниям.

Базовые инструменты — Excel, Google Формы, Trello и другие.

Профессиональные BI-платформы — Tableau, Datapine, Dundas или Microsoft Power BI.
К сожалению, Microsoft Power BI объявил об уходе из России. Но тем, кто заинтересован в BI-мощностях для бизнеса, стоит прочитать наш материал и записаться на демонстрацию «Финансиста».

4. Соберите информацию

Соберите данные из доступных источников — внутренних систем предприятия, внешних ресурсов и соцсетей. Перед использованием информацию нужно «просеять» — удалить неактуальную и ошибочную, исправить дубликаты и устранить пробелы. Это обеспечит точность аналитики.

5. Разработайте модель

Создайте модель, которая будет отображать связи и структуры между разными видами данных. Такая модель должна быть простой для интерпретации и использования.

Если это первая бизнес-аналитика в организации, стоит нанять эксперта, который настроит модель под нужды предприятия. Это упростит обработку данных и последующий анализ.

6. Создайте отчёты и визуальные панели

Создайте отчёты и дашборды для демонстрации метрик. Убедитесь, что пользователи легко читают и понимают отчётность.

7. Обучите персонал

Если суть отчётов понимают только собственник и приглашённый аналитик, процессы не изменятся. Удостоверьтесь, что сотрудники осведомлены о работе системы.

8. Проведите первые тесты и оптимизируйте систему

Проверьте работу системы и донастройте при необходимости.

9. Контролируйте систему

Чтобы система продолжала функционировать исправно, собирайте отзывы пользователей и регулярно проводите чек-ап.
Поэтапное внедрение позволит сосредоточиться на каждом этапе и создать рабочую бизнес-аналитику

Как подобрать бизнес-аналитика: рекомендации для компаний

Выберите тип бизнес-аналитика

Аналитиков можно разделить на гибридных и негибридных. Выбор зависит от требований бизнеса. Чтобы разобраться, какой специалист подойдёт предприятию, рассмотрим задачи обеих категорий.

Гибридные бизнес-аналитики занимаются сопровождением запуска проектов и поиском возможностей для развития. Такие аналитики:

  • выполняют стандартные операции с базами данных;
  • прогнозируют, как будут вести себя финансовые показатели при запуске нового товара;
  • предлагают гипотезы;
  • считают показатели;
  • помогают бизнесу интерпретировать данные с помощью визуализации.

Негибридные аналитики часто занимаются консалтингом, промышленностью и интеграцией технологий. Такие эксперты:

  • изучают условия для повышения качества процессов в компании;
  • разрабатывают технические задания для внедрения изменений;
  • детализируют процессы предприятия и оформляют их в виде отчётов;
  • общаются с командой и ведут переговоры о нововведениях;
  • согласуют требования заказчика с действиями разработчиков;
  • проверяют внедрённые решения, оценивают их работу и дают обратную связь тестировщикам;
  • утверждают итог работы и показывают его заинтересованным сторонам.

Проверьте hard skills кандидата
Набор навыков также будет зависеть от ниши, размера и бюджета компании. Но есть общие рекомендации для выбора подходящего кандидата. Он должен:

  • понимать, как устроены бизнес-процессы, и уметь моделировать их;
  • знать, как интегрировать, собирать и обрабатывать данные;
  • разбираться, как устроена архитектура системы;
  • подробно рассказать про кейсы из практики: в какой нише была компания, как аналитик нашёл проблемы и как их устранял.

Растите бизнес-аналитика внутри компании
У предприятия не всегда есть средства на найм полноценного аналитика. В таком случае можно придерживаться двух стратегий: периодически приглашать специалиста или постепенно «‎вырастить» его из рядового сотрудника.

Плюс второго варианта в том, что работник знает внутреннюю кухню компании. Он может постепенно прокачивать навыки с помощью курсов и сразу применять на практике.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
12.11.2024
02.11.2024
31.10.2024