Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

Что учесть при планировании бюджета на 2024 год

21.12.2023
Елена Зосим
Автор блога «Финансиста»
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
В конце 2023-го уже видны три чётких тренда, которые будут актуальны для собственников и финансовых директоров в следующем году. Речь — про удорожание сырья, экономию на всём и дефицит персонала. Такие веяния необходимо учитывать при составлении бизнес-стратегий и планировании бюджета.

В этом материале руководитель направления «Экономика компании» в «АРБ Про» Зоя Стрелкова рассказала, как подготовиться к 2024 году и на что обратить внимание при финансовом планировании.
Узнайте в наших рассылках
Больше о планировании бюджета
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Главные тренды конца 2023 года в экономике

  • Цены на материалы, сырьё, комплектующие, товары и услуги растут.
  • Клиенты и производители стремятся максимально сэкономить.
  • Дефицит персонала приводит к повышению зарплат.

Чтобы спокойно подготовиться ко всем изменениям, следует придерживаться трёх тактик.

  • Повышать цены.
  • Разумно планировать объём продаж.
  • Оптимизировать трудозатраты.

Разберём подробнее каждый пункт.

Повышать цены ради сохранения прибыли

В 2024 году предпринимателям и финансистам следует занять жёсткую позицию в отношении стоимости своих товаров и услуги — «работать в минус мы не должны». Если не повысить цены вовремя, общее удорожание ресурсов приведёт компанию к убыткам. Однако увеличение цен чаще всего влечёт за собой сокращение продаж и переход клиентов к конкурентам.

Перед переписыванием прайса нужно определить, насколько сложно компании поднять цены на свои товары и услуги.

Легче всего — монополистам и единственным держателям дефицитного и востребованного продукта. А вот поставщикам федеральных сетей придётся столкнуться с рядом проблем. Помимо того, что магазины конкурируют ценой, государство периодически контролирует потребительские цены. Ещё труднее компаниям, чей основной канал продаж — тендеры и государственные заказы.

Поэтому базовый вариант бюджета на 2024 год лучше всего сформировать со следующим установками:

  • повысить цены в разумном диапазоне, чтобы не работать «в минус»;
  • можно смириться с отсутствием роста объёма продаж в натуральном выражении или даже его сокращением при условии, что в 2024 году итоговая сумма чистой прибыли будет на уровне 2023 года.

Разумно планировать объём продаж

К планированию объёма продаж в 2024-м желательно подойти консервативно и осмотрительно.

Если собственник не видит чётких векторов для роста, то лучше строить реалистичные планы и строго их выполнять. Для этого есть несколько причин, которые связаны с текущими трендами.

  • Люди и организации вынуждены экономить и сокращать закупки в натуральном выражении.
  • Необоснованные планы продаж демотивируют команду.
  • Завышенные планы требуют бóльших запасов и дополнительных расходов на складирование.
  • Амбициозный план продаж вызывает дополнительные трудозатраты и увеличивает потребность в персонале. Если цели недостижимы, то компания несёт лишние расходы.

Чуть меньше консервативная стратегия подходит компаниям, которые выиграли от изменений на рынке, например:

  • организации, чья работа связана с военно-промышленным комплексом;
  • компании, которые наладили реальное импортозамещение;
  • предприятия, которые наладили импорт или экспорт из Юго-Восточной Азии;
  • производители массовых товаров в эконом-сегменте, которые контролируют источники ключевого сырья.

Оптимизировать проекты и трудозатраты

Ещё один тренд конца 2023-го привёл к ситуации, когда с одной стороны рынок испытывает дефицит квалифицированных кадров, а с другой — кандидаты увеличивают свои требования к работодателю. В таких условиях компаниям важно переосмыслить подходы к управлению персоналом и оптимизировать проекты.

Прежде всего, необходимо прекратить финансирование убыточных проектов и вывести из ассортимента продукты, на которых компания сейчас не зарабатывает. Тактика относится к товарам и услугам, себестоимость которых невозможно контролировать.

Необязательно сразу срезать все проекты развития. Для бизнеса жизненно необходимо вкладываться в новое. Но количество и объём инвестиционных направлений, который одновременно ведёт компания, желательно сократить. «Планировать меньше, выполнять больше» — только такой подход позволит получить отдачу на дорогостоящий труд.

Во время планирования бюджета на 2024-й нужно уделить особое внимание анализу фонда заработной платы. Найм необходим для развития бизнеса. Однако в следующем году желательно максимально сократить расходы на персонал там, где работа не даёт ни прогресса, ни результата.

Это нетипичная задача для финансистов, но её обязательно надо выполнить, чтобы в итоге вывести экономику компании «в плюс».
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
17.10.2024
16.08.2024
10.09.2024