Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку в течение 10 минут и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

Что такое финансовый рычаг и как его рассчитать

31.07.2024
Найти авантюрных инвесторов, которые готовы вкладывать деньги без тщательной проверки компании, практически невозможно. Опытные вкладчики используют множество методов, чтобы оценить потенциала проекта, и одним из ключевых является финансовый рычаг.

В этом материале разбираем, что это за инструмент, какие виды финансового рычага существуют и какие формулы использовать для его расчёта.
Содержание материала:

Что такое финансовый рычаг
Какие бывают виды левериджа
Формула расчёта коэффициента финансового левериджа
Формула расчёта эффекта финансового рычага
Как оценить эффективность привлечения займов
Рассказываем в наших информационных рассылках
Больше об управлении финансами бизнеса
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Что такое финансовый рычаг

Финансовый рычаг (или леверидж, с англ. financial leverage) — это коэффициент, который демонстрирует, как изменения в объёме заёмных средств влияют на финансовые результаты организации.
Предположим, у предпринимателя есть один миллион рублей собственных средств. На эти деньги бизнесмен хочет купить один фудтрак для продажи бургеров. Если банк одобрит займ на три миллиона, собственник сможет установить ещё три таких точки. В результате чистая прибыль должна вырасти в четыре раза.

Виды левериджа

Леверидж бывает трёх типов: финансовый, производственный (операционный) и комбинированный. Остановимся на каждом подробнее.

Финансовый леверидж

Его также называют «кредитным плечом» или «финансовым плечом». Инструмент используется только тогда, когда компания берёт кредиты, чтобы увеличить размер капитала и ускорить его оборот.

Главная цель финансового левериджа — отражать, как много кредитов у компании и насколько успешно они используются. Благодаря такому инструменту в организации могут заранее проанализировать, как будут развиваться бизнес-процессы при использовании собственных или банковских денег.
Такой подход активно используют стартапы и быстро развивающиеся компании. При получении кредитов организация наращивает капитал, что позволяет увеличить оборот товаров и закупить больше сырья. Однако рост задолженности увеличивает и риски убытков, так как кредиты нужно будет возвращать.

Производственный (операционный) леверидж

Этот рычаг демонстрирует, как влияют переменные расходы на прибыль компании. Так можно оценить, как будут изменяться затраты на производственное сырьё или оплату труда работников при колебаниях в объёме выпуска товаров.

Чтобы рассчитать производственный леверидж, можно использовать формулу:
Коэффициент помогает определить, как меняется прибыль в зависимости от объёма продаж и производства

Производственно-финансовый леверидж

Производственно-финансовый рычаг можно назвать наиболее функциональным показателем из трёх. Он отражает, как влияют финансовые и производственные факторы работы предприятия на его прибыль. Такой леверидж объединяет операционный и финансовый рычаги, чтобы оценить общий риск и возможную прибыль от увеличения долга и объёма производства.

Показатель рассчитывается по формуле:
Коэффициент демонстрирует, как объём продаж влияет на прибыль организации

Формула расчёта коэффициента финансового левериджа

Расчёт коэффициента финансового левериджа (КФЛ) необходим, чтобы сравнить результаты различных периодов в компании. Это сопоставление помогает понять, можно ли сократить зависимость от займов или, напротив, привлечь дополнительный кредит.

Чтобы найти КФЛ, используют формулу:
Общие рекомендации для величины коэффициента финансового левериджа
Несмотря на стандарты, размер КФЛ может зависеть от отрасли компании. Если бизнес не требует больших вкладов и дополнительного внешнего финансирования, то коэффициент может быть ниже рекомендуемых значений.
Допустим, собственник издательства «Слово поэта» решил заняться стратегическим планированием. Для этого ему нужны данные из бухгалтерии за последние три месяца.

По оценкам бухгалтера уставной капитал организации составил 2 млн рублей, нераспределённая прибыль — 18 миллионов, а общий размер займов — 6 миллионов.

Затем рассчитали коэффициент финансового левериджа:

6 000 000 ÷ (2 000 000 + 18 000 000) = 0,3 — уровень КФЛ издательства, который показывает, что «Слово поэта» может привлечь дополнительные кредиты без вреда для стабильности.

Формула расчёта эффекта финансового рычага

Эффект финансового левериджа (ЭФЛ) — это более комплексный коэффициент, который включает в себя КФЛ, показатель налогового корректора и дифференциал финансового рычага. Для его расчёта используют формулу:
Формула расчёта эффекта финансового левериджа
Мы уже разобрали, что такое КФЛ, поэтому подробнее остановимся на налоговом корректоре и дифференциале финансового рычага.

Налоговый корректор

Так называют разницу между единицей и ставкой налога на прибыль.

НК = 1 − СНП/100

Налоговый корректор позволяет точнее рассчитать влияние займов на прибыль. Большие налоги съедают значительную долю от заработка предприятия, что снижает его способность привлекать кредиты.

В Российской Федерации ставки зависят от налоговой системы организации.
Выбранная система налогообложения поможет вычислить показатель корректора

Дифференциал финансового рычага

Дифференциал финансового рычага — показатель, который демонстрирует разницу между рентабельностью активов организации и средней процентной ставкой по кредиту:

ДФР = РА − ПК

Существует общая система, которая помогает оценить дифференциал предприятия.

  • Показатель меньше нуля — займ поглощает деньги предприятия и влечёт за собой финансовые потери.
  • Показатель равен нулю — вся прибыль предприятия целиком тратится на платежи по кредиту, компания работает «в ноль», но не несёт убытки.
  • Показатель больше нуля — компания правильно использует заёмные средства, благодаря чему прибыли с избытком хватает на оплату всех кредитов.

Сила финансового рычага

Сила финансового рычага — фактор, который напрямую не участвует в формулах, но является важным маркером положения дел в организации. Этот показатель помогает определить, как изменения в операционной прибыли отразятся на объёме чистой прибыли.

Показатель рассчитывается по формуле:
Формула силы финансового рычага
Одновременно достоинство и недостаток инструмента — это тесная зависимость чистой прибыли от колебаний в операционной. Даже небольшое увеличение операционной прибыли может привести к значительному росту чистой прибыли. Но и наоборот: минимальное падение операционной прибыли может привести к резкому падению чистой.
Сила финансового рычага — это инструмент, который нужно использовать с осторожностью. Он не будет полезен, если организация терпит убытки и не может покрыть текущие платежи. Более того, использование инструмента может ещё больше ухудшить положение дел предприятия.

Пример расчёта эффекта финансового рычага

Допустим, существует компания «Простой бизнес» с такими показателями:

  • налоговая ставка — 20%;
  • рентабельность активов — 25%;
  • кредит — 100 тысяч;
  • его ставка — 15%;
  • собственные средства — 200 тысяч рублей.
Далее эти показатели необходимо встроить в формулу, чтобы найти значение ЭФЛ.

(1 — 0.2) * (0.25 — 0.15) * (100 000 ÷ 200 000) = 0.4, то есть 40%

В данной ситуации ЭФЛ значит, что благодаря кредиту предприятие увеличило рентабельность своих средств на 40%.

Как оценить эффективность привлечения займов

Привлечение займов может стать мощным инструментом для развития компании. Однако нужно тщательно оценивать их эффективность, чтобы не попасть в долговую яму. Для этого следует придерживаться простого плана из шести шагов.
Пошаговый план позволит принять взвешенное решение и ничего не упустить
1. Сначала необходимо поставить цель и определить, зачем бизнесу нужен займ.

2. Следом нужно:
  • составить финансовую отчётность за несколько периодов — подготовить отчёт о движении денежных средств, отчёт о прибылях и убытках и баланс;
  • сравнить предложения банков — займы, процентные ставки, сроки погашения и условия по обеспечению кредита.
3. Затем — рассчитать основные финансовые показатели, в том числе и ЭФЛ.
Чтобы узнать больше о том, какие показатели нужно рассчитать и на что смотрят банки при решении о кредите, читайте здесь и здесь.
1. Сначала необходимо поставить цель и определить, зачем бизнесу нужен займ.

2. Следом нужно:
  • составить финансовую отчётность за несколько периодов — подготовить отчёт о движении денежных средств, отчёт о прибылях и убытках и баланс;
  • сравнить предложения банков — займы, процентные ставки, сроки погашения и условия по обеспечению кредита.
3. Затем — рассчитать основные финансовые показатели, в том числе и ЭФЛ.

Чтобы правильно организовать расчёт ключевых показателей, нужна финансовая модель — это позволит не допустить ошибок и сделать управление компанией эффективнее.

Подытожим

  • Финансовый рычаг — это мощный инструмент, который помогает собственникам оценивать ситуацию в организации перед займами. Он полезен в период масштабирования предприятия.
  • Финансовым левериджем не стоит пользоваться, если компания работает в минус.
  • ЭФЛ можно рассчитать с помощью налогового корректора, дифференциала и КФЛ.
  • Норма показателей для каждого предприятия будет зависеть от ниши и ситуации в бизнес-процессах.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
06.09.2024
04.09.2024
02.08.2024