Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
КонФин 2024: Финансы бизнеса
4-я ежегодная конференция для финансовых директоров и предпринимателей
15–16 октября

Финансовый анализ деятельности предприятия: от теории к практике

27.06.2024
Успех в бизнесе без понимания его процессов — редкое явление. Чтобы не опираться исключительно на удачу, ответственный предприниматель использует финансовый анализ, который указывает на сильные и слабые стороны бизнеса.

Что такое финансовый анализ деятельности предприятия, зачем он нужен и какие методы помогают провести чекап компании — читайте в этом материале.
Содержание материала:

Что такое финансовый анализ предприятия
Зачем нужен финансовый анализ
Откуда брать данные
Какие инструменты помогают провести финанализ
Какими методами можно провести финанализ
Какие показатели нужны для финансового анализа
Как провести финанализ
Читайте в наших рассылках
Больше статей
про анализ предприятия
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Что такое финансовый анализ предприятия

Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Финансовый анализ — это процесс, который помогает оценить, насколько умело организация управляет средствами и ведёт деятельность. Главная цель такой диагностики — выяснить, где предприятие зарабатывает или теряет деньги, какие у компании существуют возможности для роста и с какими рисками она может столкнуться.

Зачем нужен финансовый анализ

Инструмент помогает разобраться, как идут дела в организации. Финанализ важен для:

  • собственников бизнеса, которые могут посмотреть, приносит ли компания прибыль и куда уходят деньги;
  • финансистов, которым проще следить за движением денег и принимать верные решения по поводу вложения и экономии средств;
  • партнёров компании, которые могут проверить финансовую устойчивость и надёжность предприятия.

Предположим, что у предприятия 20 филиалов. При сдаче отчётов начальник отдела продаж увидел итоги финанализа, в которых отразилась низкая рентабельность трёх точек сразу.

Он может обратиться к финансовому подразделению, чтобы вместе просчитать и смоделировать несколько стратегий. Например, вложиться в маркетинг для убыточных филиалов или совсем закрыть точки. Все оба варианта он должен предоставить собственнику, чтобы тот принял управленческое решение и продемонстрировал его партнёрам.
Финансовый анализ важен не только для самой компании, но и для её партнёров

Откуда брать данные для анализа

Существует четыре основных источника данных для финансового анализа.

Финансовая отчётность
К главным источникам данных относятся бухгалтерская и финансовая отчётности компании. Это включает в себя:

  • баланс — показывает активы, обязательства и капитал организации на конкретную дату;
  • отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ) — отражает поступления и выбытие денег за конкретный период;
  • отчёт о движении денежных средств (ОДДС) — демонстрирует, откуда поступили и куда были использованы денежные средства.

Внутренняя учётная информация
Такую информацию компания собирает для внутреннего пользования. Эти данные не требуют публикации, но они необходимы для анализа бизнес-процессов и принятия решений. Например, информация о продажах по товарам, клиентам, регионам, отчёты о затратах на производство или KPI сотрудников.

Банковские выписки
Банковские выписки содержат подробные данные о каждой денежной операции компании. Благодаря им организация может отслеживать финансовую деятельность — платежи клиентов, оплату поставщикам, заработную плату сотрудников, налоговые платежи и другие транзакции.

Кроме того, сравнение фактических транзакций с бюджетом позволяет выявить отклонения и своевременно скорректировать финансовую стратегию.

Аналитические отчёты
Такие отчёты позволяют сравнивать показатели компании с конкурентами, отражают изменения в потребительских предпочтениях и рыночные тенденции, а также выявляют потенциальные угрозы.

Благодаря аналитике компания имеет всю информацию, чтобы оценить финансовое состояние предприятия, проанализировать инвестиции и адаптировать стратегию под экономические и отраслевые прогнозы.
Данные дают возможность полностью исследовать состояние предприятия
Вместе все источники образуют комплексную систему для мониторинга, управления и планирования финансовой деятельности предприятия. Так, банковские выписки необходимы для составления ОДДС, а внутренняя учётная информация может помочь бизнесу оптимизировать перерасход ресурсов.

Инструменты для финансового анализа

Инструменты для финанализа могут значительно упростить его. В число наиболее распространённых входят:

  • электронные таблицы, вроде Excel или Google Таблиц;
  • бухгалтерские программы, например, «1С:Бухгалтерия»;
  • ERP-системы, как SAP;
  • специализированные программы для финансового анализа.
«Финансист» относится к последней категории. Это сервис управленческой отчётности, который позволяет контролировать денежные потоки, предсказывать кассовые разрывы и удобно визуализировать аналитику в настраиваемых графиках и дашбордах. Узнать о «Финансисте» больше можно здесь.

Методы финансового анализа

Горизонтальный анализ. Он необходим для сравнения финансовых показателей за разное время. Анализ демонстрирует динамику роста или уменьшения показателей, например, рост доходов или уменьшение затрат за несколько лет.

Так, компания-производитель садовых принадлежностей «Хозяйственный лесник» может проанализировать, как за три года выросла выручка и изменилась ли при этом чистая прибыль.

Трендовый анализ. Разновидность горизонтального анализа, которая фокусируется на обнаружении долгосрочных тенденций в исторических данных. Метод помогает в планировании закупок, производства и маркетинговых кампаний.

Например, компания из примера выше провела трендовый анализ продаж за последние 10 лет. Анализ показал стабильный ежегодный рост показателя на 5−7% в год. На основе этого анализа компания может планировать нарастить производство садовых приспособлений и закупить под это материалы.

Вертикальный анализ. Такой метод позволяет оценить, какую долю в общем объёме занимают конкретные статьи расходов или доходов.

Представим, что выручка компании «Хозяйственный лесник» составила 1 млн рублей., себестоимость — 600 тысяч рублей, а итоговая прибыль — 400 тысяч. В таком случае себестоимость займёт 60% от выручки, а прибыль — 40%.

Сравнительный анализ. С его помощью сравнивают показатели предприятия с метриками конкурентов в этой же нише или со средними значениями внутри отрасли в целом.

Так, «Хозяйственный лесник» может сравнить свою среднюю выручку за квартал с выручкой конкурентов в той же нише. Если выручка компании выше средней по отрасли, это может указывать на успешные маркетинговые кампании или более привлекательные цветочные горшки.

Факторный анализ. Метод отличается cложностью и глубиной. Его используют для поиска скрытых закономерностей и причин, которые влияют на финансовые результаты организации.
Это непростой метод. Узнать о нём подробнее можно в нашем мощном материале.
Анализ коэффициентов. Подход помогает оценить экономическую надёжность организации через различные мультипликаторы и коэффициенты. Анализ показывает, способно ли предприятие выплачивать долги и оперативно конвертировать активы в наличные. Подробнее на коэффициентах мы остановимся в блоке ниже.
Выбор способа зависит от цели финанализа

Какие показатели нужны для финанализа

Валовая прибыль

Показатель относится к списку самых важных в ОПиУ. Он демонстрирует разницу между выручкой от продаж и себестоимостью проданных продуктов. Валовая прибыль помогает понять, насколько эффективно организация управляет производственными затратами.
Формула валовой прибыли

Рентабельность

Рентабельность показывает, какая часть выручки в итоге становится прибылью. Включает в себя три типа показателей.

Коэффициент рентабельности активов. Компаниям нужен этот показатель, чтобы выяснить, насколько грамотно организация получает деньги через активы. Если коэффициет растёт — значит, ресурсы задействуются эффективно.
Формула коэффициента рентабельности активов
Коэффициент рентабельности собственного капитала. Главную ценность представляет для собственников и инвесторов. Он демонстрирует, как компания извлекает прибыль через инвестированный собственный капитал.
Формула коэффициента рентабельности собственного капитала
Коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли. Он отражает, какая доля всех денежных поступлений будет чистой прибылью. Показатель используют не только владельцы бизнеса и топ-менеджмент, но и коммерческий отдел.
Формула коэффициента рентабельности продаж по чистой прибыли

Ликвидность

Ликвидность демонстрирует, насколько легко предприятие может покрыть обязательства имеющимися активами. Для расчётов используют три коэффициента.

Коэффициент текущей ликвидности используется, когда нужно узнать, может ли предприятие покрыть краткосрочные обязательства с помощью оборотных активов.
Формула текущей ликвидности
Коэффициент быстрой ликвидности демонстрирует, может ли предприятие выполнить текущие краткосрочные обязательства без продажи запасов.
Формула быстрой ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности измеряет способность компании покрыть краткосрочные обязательства ликвидными активами, такими как наличные деньги и их аналоги — облигации, коммерческие бумаги и другое.
Формула абсолютной ликвидности

Финансовая устойчивость

Показатель помогает оценивать, зависит ли организация от внешних заёмных средств и может ли совершить все необходимые платежи с помощью собственных денег. Главный показатель здесь — коэффициент финансовой устойчивости.
Формула коэффициента финансовой устойчивости

Оборачиваемость активов

Коэффициент оборачиваемости активов демонстрирует, насколько успешно предприятие генерирует доход через активы. Чем выше значение, тем рациональнее бизнес использует ресурсы.
Формула коэффициента оборачиваемости активов

Этапы финанализа

Проверить состояние компании можно в пять этапов.

1. Установить цели и определить аудиторию анализа.

2. Выбрать источник данных. Например, собрать базовые отчёты, как баланс, ОПиУ и ОДДС. Если таких документов нет, можно воспользоваться данными из бухгалтерии.

3. Выбрать метод анализа. Его выбор напрямую вытекает из поставленной цели.

4. Определить ожидаемые идеальные результаты, которые будут эталоном для сравнения с фактическими результатами.

5. После расчётов следует сопоставить полученные значения с идеальными и сформулировать финальные выводы.
Этапы финансового анализа предприятия

Что делать с полученными результатами

Когда итоги анализа подведены, руководство может использовать результаты для поиска возможностей по оптимизации расходов и адаптации ценообразования. Также исследование служит надёжной основой для разработки стратегии и создания бюджетов предприятия.

Кроме того, данные из финанализа должны быть предоставлены акционерам, инвесторам и кредиторам. Благодаря этому предприятие поддержит доверительные отношения с партнёрами.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
02.10.2024
13.09.2024
06.09.2024