Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

Финансовый анализ деятельности предприятия: от теории к практике

27.06.2024
Успех в бизнесе без понимания его процессов — редкое явление. Чтобы не опираться исключительно на удачу, ответственный предприниматель использует финансовый анализ, который указывает на сильные и слабые стороны бизнеса.

Что такое финансовый анализ деятельности предприятия, зачем он нужен и какие методы помогают провести чекап компании — читайте в этом материале.
Содержание материала:

Что такое финансовый анализ предприятия
Зачем нужен финансовый анализ компании
Откуда брать данные для анализа
Какие инструменты помогают проводить анализ
Какими методами можно проводить анализ
Какие финансовые показатели компании нужны для финансового анализа
Как провести анализ результатов деятельности предприятия
Узнайте в наших рассылках
Больше о финансовом анализе бизнеса
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Что такое финансовый анализ деятельности предприятия

Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Финансовый анализ — это оценка того, насколько умело организация управляет средствами и ведёт деятельность. Главная цель такой диагностики — выяснить, где предприятие зарабатывает или теряет деньги, какие у компании существуют возможности для роста и с какими рисками она может столкнуться.

Цели и задачи финансового анализа компании

Инструмент помогает разобраться, как идут дела в организации. Анализ финансовой деятельности предприятия проводится в каждой нише, вне зависимости от сегмента. Процесс важен для трёх категорий участников.

  • Собственник бизнеса видит, приносит ли компания прибыль и куда уходят деньги.
  • Финансовый аналитик следит за движением денег и принимает верные решения по поводу вложения и экономии средств.
  • Партнёр компании проверяет финансовую устойчивость и надёжность, а также риск банкротства предприятия.

Предположим, что у предприятия 20 филиалов, и проводится анализ раз в месяц. При сдаче отчётов финансовый директор увидел итоги анализа, в которых отразилась низкая рентабельность трёх точек сразу.

Он может обратиться к финансовому подразделению, чтобы вместе просчитать и смоделировать несколько стратегий и выровнять положение предприятия. Например, вложиться в маркетинг для убыточных филиалов или совсем закрыть точки. Оба варианта он должен предоставить собственнику, чтобы тот принял управленческое решение и продемонстрировал его партнёрам.
Полный анализ финансово деятельности важен не только для самой компании, но и для её партнёров, которые хотят знать стоимость предприятия

Анализируем отчётность. Откуда брать данные для анализа

Разберём четыре основных источника данных, на базе которых проводят финансовый анализ.

Финансовая отчётность
К главным источникам данных относятся бухгалтерская и финансовая отчётности компании. Это включает в себя:

  • баланс — показывает активы, обязательства и капитал организации на конкретную дату;
  • отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ) — отражает поступления и выбытие денег за конкретный период;
  • отчёт о движении денежных средств (ОДДС) — демонстрирует, откуда поступили и куда были использованы денежные средства.
Анализ финансовой отчётности предприятия помогает выявить динамику показателей, оценить ликвидность, рентабельность и платежеспособность компании, а также спрогнозировать её финансовую устойчивость.

Внутренняя учётная информация
Такую информацию компания собирает для внутреннего пользования. Эти данные не требуют публикации, но предприятия на основе них анализируют бизнес-процессы и принимают решения. Например, информация о продажах по товарам, клиентам, регионам, отчётность о затратах на производство или KPI сотрудников.

Банковские выписки
Банковские выписки содержат подробные данные о каждой денежной операции компании. Благодаря им организация может отслеживать финансовую деятельность — платежи клиентов, оплату поставщикам, заработную плату сотрудников, налоговые платежи и другие транзакции.

Кроме того, сравнение фактических транзакций с бюджетом предприятия позволяет выявить отклонения и своевременно скорректировать финансовую стратегию.

Аналитические отчёты
Такая отчётность помогает сравнивать показатели компании с конкурентами, отражают изменения в потребительских предпочтениях и рыночные тенденции, а также выявляют потенциальные угрозы.

Благодаря информации финансовых аналитик компания имеет всю информацию, чтобы появилась оценка финансового состояния организации, проанализировать инвестиции и адаптировать стратегию под экономические и отраслевые прогнозы.
Это позволяет увидеть состояние предприятия
Вместе все источники образуют комплексную систему для мониторинга, управления и планирования финансовой деятельности предприятия. Так, банковские выписки необходимы для составления ОДДС, а внутренняя учётная информация может помочь бизнесу оптимизировать перерасход ресурсов.

Инструменты, которые обеспечивают проведение финансового анализа

Инструменты для финанализа могут значительно упростить его. В число наиболее распространённых входят:

  • электронные таблицы, вроде Excel или Google Таблиц;
  • бухгалтерские программы, например, «1С:Бухгалтерия»;
  • ERP-системы, как SAP;
  • специализированные программы для финансового анализа.
«Финансист» относится к последней категории. Это сервис управленческой отчётности, который позволяет контролировать денежные потоки, предсказывать кассовые разрывы и удобно визуализировать аналитику в настраиваемых графиках и дашбордах. Узнать о «Финансисте» больше можно здесь.

Методы и виды финансового анализа отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, сравнительный, факторный и анализ коэффициентов

Методы и виды финансового анализа помогают наблюдать стадии развития предприятия, где в компании уязвимые места и что требует доработки.
Горизонтальный анализ. Он необходим для сравнения финансовых показателей предприятия за разное время. Анализ данных демонстрирует динамику роста или уменьшения метрик, например, рост доходов или уменьшение затрат за несколько лет.

Так, руководство компании-производителя садовых принадлежностей «Хозяйственный лесник» может запустить анализ финансовых результатов и увидеть, как за три года выросла выручка и изменилась ли при этом чистая прибыль.

Трендовый анализ. Разновидность горизонтального анализа, которая фокусируется на обнаружении долгосрочных тенденций в исторических данных. Метод помогает в планировании закупок, производства и маркетинговых кампаний.

Компания из примера выше провела трендовый анализ продаж за последние 10 лет. Анализ финансовых показателей предприятия показал стабильный ежегодный рост на 5−7% в год. На основе этого анализа компания может планировать нарастить производство садовых приспособлений и закупить под это материалы.

Вертикальный анализ. Такой анализ помогает оценить, какую долю в общем объёме занимают конкретные статьи доходов и расходов.

Представим, что выручка компании «Хозяйственный лесник» составила 1 млн рублей., себестоимость — 600 тысяч рублей, а итоговая прибыль — 400 тысяч. В таком случае себестоимость займёт 60% от выручки, а прибыль — 40%.

Сравнительный анализ. С его помощью сравнивают показатели предприятия с метриками конкурентов в этой же нише или со средними значениями внутри отрасли. Метод помогает оценить отдачу финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявить отклонения и определить точки роста.

Так, «Хозяйственный лесник» может сравнить свою среднюю выручку за квартал с выручкой конкурентов в той же нише. Если выручка компании выше средней по отрасли, это может указывать на успешные маркетинговые кампании или более привлекательные цветочные горшки.

Факторный анализ. Метод отличается cложностью и глубиной. Его используют для поиска скрытых закономерностей и причин, которые влияют на финансовые результаты организации.
Это непростой метод. Узнать о нём подробнее можно в нашем подробном материале.
Анализ коэффициентов. Подход помогает оценить экономическую надёжность организации через различные мультипликаторы и коэффициенты. Анализ позволяет увидеть способность предприятия выплачивать долги и оперативно конвертировать активы в наличные.

То есть анализ коэффициентов показывает, грамотно ли руководство использует ресурсы компании и есть ли риски снижения финансовой устойчивости. Подробнее на коэффициентах остановимся в блоке ниже.
Выбор вида анализа финансовой деятельности предприятия зависит от цели компании

Какие основные показатели нужны для анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Валовая прибыль

Показатель относится к списку самых важных в ОПиУ. Он демонстрирует разницу между выручкой от продаж и себестоимостью проданных продуктов. Валовая прибыль помогает понять, насколько эффективно организация управляет производственными затратами.
Формула валовой прибыли

Рентабельность

Это финансовый буфер. Рентабельность показывает, какая часть выручки в итоге становится прибылью. Включает три типа показателей.

Коэффициент рентабельности активов. Компаниям нужен этот показатель финансового прогресса, чтобы выяснить, насколько грамотно организация получает деньги через активы. Если коэффициет растёт — значит, ресурсы задействуются эффективно.
Формула коэффициента рентабельности активов
Коэффициент рентабельности собственного капитала. Главную ценность представляет для собственников и инвесторов. Он демонстрирует, как компания извлекает прибыль через инвестированный собственный капитал.
Формула коэффициента рентабельности собственного капитала
Коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли. Он отражает, какая доля всех денежных поступлений будет чистой прибылью. Показатель используют не только владельцы бизнеса и топ-менеджмент, но и коммерческий отдел.
Формула коэффициента рентабельности продаж по чистой прибыли

Ликвидность

Ликвидность говорит о платёжеспособности предприятия. Показатель демонстрирует, насколько легко организация может покрыть обязательства имеющимися активами. Для расчётов используют три коэффициента.

Коэффициент текущей ликвидности используется, когда нужно узнать, может ли предприятие покрыть краткосрочные обязательства с помощью оборотных активов.
Формула текущей ликвидности
Коэффициент быстрой ликвидности демонстрирует, может ли предприятие выполнить текущие краткосрочные обязательства без продажи запасов.
Формула быстрой ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности измеряет способность компании покрыть краткосрочные обязательства ликвидными активами, такими как наличные деньги, облигации, коммерческие бумаги и другое.
Формула абсолютной ликвидности

Финансовая устойчивость

Показатель помогает оценивать, зависит ли организация от внешних заёмных средств и может ли совершить необходимые платежи с помощью собственных денег. Главный показатель здесь — коэффициент финансовой устойчивости.
Формула коэффициента для анализ финансовой устойчивости

Оборачиваемость активов

Коэффициент оборачиваемости активов демонстрирует, насколько грамотно предприятие генерирует доход через активы. Чем выше значение, тем рациональнее бизнес использует ресурсы.
Формула коэффициента оборачиваемости активов

Этапы проведения финансового анализа отчётности

Проверить состояние компании можно в пять этапов.

1. Установить цели и определить аудиторию анализа.

2. Выбрать источник данных. Например, собрать базовые отчёты, как баланс, ОПиУ и ОДДС. Если таких документов нет, можно воспользоваться данными из бухгалтерии.

3. Выбрать метод, чтобы провести анализ финансовых данных. Выбор напрямую вытекает из поставленной цели.

4. Определите ожидаемые показатели, которые будут ориентиром для сравнения с фактическими результатами, и установите стандарты оценки этих результатов.

5. После расчётов следует сопоставить полученные значения с идеальными и сформулировать финальные выводы.
Этапы финансового анализа в работе предприятия

Результаты финансового анализа. Что делать с данными

Когда итоги анализа подведены, руководство может использовать результаты финансового анализа для поиска возможностей по оптимизации расходов и адаптации ценообразования. Также исследование — надёжная основа для разработки стратегии и создания бюджетов предприятия.

Кроме того, данные из финанализа должны быть предоставлены акционерам, инвесторам и кредиторам. Благодаря этому предприятие поддержит доверительные отношения с партнёрами.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
20.02.2025
17.02.2025
24.01.2025