Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

Как управленка пресекла воровство

29.08.2024
Иван Шестак
Редактор блога «Финансиста»
Елена Зосим
Редактор блога «Финансиста»
С помощью грамотного управленческого учёта можно раскрыть должностные преступления и найти скрытые убытки. Такие почти детективные истории встречаются в работе финансовых директоров, и одной из них поделилась основатель закрытого клуба «Финансист PRO», финансовый директор Софья Бурцева.

Клуб «Финансист PRO» — это профессиональное сообщество финансовых директоров, внутри которого происходит общение и обмен опытом. За два года существования клуба накопилась огромная база знаний и практических кейсов, которые стали помощниками в работе более чем 250 членам клуба.

В этой статье делимся кейсом Светланы Даниловой, одного из членов клуба. Рассказываем, как управленческий учёт помогает наладить отношение с поставщиками, устранить задолженность перед налоговой и главное — выявить воровство в компании.
Содержание материала:

Какие проблемы испытывала компания
Как были настроены процессы в компании
Первые шаги по устранению проблем
Первые изменения
Разоблачение
Читайте в наших информационных рассылках
Больше о контроле финансов бизнеса
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Финансовый директор, автор телеграм-канала
«Финансовый директор┃Мастер CFO» и основатель клуба «Финансист PRO»
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Выражаем благодарность Софье Бурцевой за возможность публикации материала.

Какие проблемы испытывала компания

Компания «Альфа» (название изменено) испытывала серьёзные проблемы. Без чёткой стратегии и управленческого учёта она уже имела признаки предстоящего банкротства: задержки зарплат, просрочки по налогам и неоплаченные кредиты.
Из-за отсутствия системы компания столкнулась с признаками банкротства
— С самого начала меня сопровождали противоречивые чувства. С одной стороны, коллектив давно сформировался, был профессиональным, ставились планы, и каждое подразделение отчитывалось по ним перед руководством.

С другой стороны, поражала несогласованность процессов и откровенный беспорядок. Попытки разобраться и вникнуть в детали встречали либо сопротивление, либо закатывание глаз и долгие рассказы, что по-другому в таком бизнесе «ну никак, специфика такая».

Финансовый директор
Получалось так, что хотя учёт и контроль формально существовали, их реальная эффективность вызывала сомнения. Светлану не покидало ощущение, что это всё было неспроста.

Как были настроены процессы в компании

  • Подразделения ставили планы по выручке и ежемесячно отчитывались перед директором об их выполнении.

  • Вся выручка ежедневно поступала на расчетный счёт и в кассу. Предпочтительным способом приёма платежей были наличные, так как терминалы «совершенно случайно» не всегда работали.

  • Каждый день к 11:00 у двери бухгалтерии собирались сотрудники и поставщики.
— Оплата производилась по принципу «кто громче и страшнее крикнет, тот оплату и получит». Соответственно, каждый день после обеда главбух докладывала руководству о том, кто и сколько денег получил.

Финансовый директор

Первые шаги по устранению проблем

Светлана разложила процессы компании по полочкам и поняла, какие действия нужно предпринять.

1. В компании ввели платёжные дни и запретили платить поставщикам сразу, как только у предприятия появлялись свободные деньги. Эти меры значительно облегчили работу бухгалтерии и руководителя.

В платёжные дни всю поступившую выручку в процентном соотношении делили на несколько фондов:

  • оплата поставщикам по текущим поставкам;
  • зарплата;
  • налоги;
  • погашение просроченных долгов.
Фонд для выплаты долгов после расчёта со всем поставщиками превратился в копилку на развитие и выплату дивидендов.
Собственники были удивлены, что под зарплаты может быть создан отдельный фонд
2. Рассчитали процент постоянных и обязательных расходов в общей выручке. Это дало понимание, сколько денег нужно на предпринимательскую деятельность, а сколько можно отдавать на погашение долгов без ущерба для бизнеса.

3. Разработали и внедрили консолидированный отчёт по всем доходам компании. В его рамках начали сверять фактически поступившие деньги с отчётами по выручке от подразделений. Позже стало понятно, что это был самый важный шаг.

Первые изменения

— В первый месяц изменений было прямо как на войне. Поставщики и сотрудники по старой памяти пытались «выколотить деньги криком». Но мы с директором стояли стойко! Именно его железная позиция и безоговорочная поддержка помогла запустить маховик изменений.

Финансовый директор
Поставщики первыми оценили изменения. Теперь за текущие поставки они регулярно получали платежи в течение пяти-семи дней. Просроченную задолженность погашали дважды в неделю. Параллельно ввели градацию поставщиков по важности и размеру задолженности, которая варьировалась от одной до 50 тысяч рублей.

В качестве приятного бонуса в компании заметили отсев ненадёжных и проблемных контрагентов — остались только те, кто демонстрировал профессионализм и деловой подход.

Такими небольшими шагами удалось погасить всю просроченную задолженность — по налогам и перед поставщиками.
— На этом можно было бы закончить историю, ведь уже случился хэппи-энд. Но продолжение следует…

Финансовый директор

Разоблачение

С внедрения системы в компанию прошло три месяца. Изменения дали прекрасные результаты — процессы были отлажены, а бухгалтерия перестала каждое утро отбиваться от нападений сердитых поставщиков. Но неожиданно главный бухгалтер и кассир решили уволиться.
— Это был второй звоночек интуиции, что здесь точно что-то не так.

Финансовый директор
Вскоре наняли нового главбуха, и через пару месяцев она наткнулась на «дыру» в бухучёте, куда прятали украденные суммы.

Вскрылась простая схема: при согласовании платежей с директором предыдущий главбух включала несуществующую задолженность реальным поставщикам, часть из которых, как выяснилось, были с ней аффилированы. Суммы краж составляли от 20 до 30 тысяч рублей, и такие операции проводились 2−3 раза в неделю на протяжении года.
— Когда вскрылась вся эта ситуация, мой пазл сложился. Именно хаос, который тщательно поддерживала главбух, создавал все условия для незаметного воровства. А созданная система и контроль на ключевых точках его устранили. Вот так контроль через управленческий учёт помог прекратить воровство в компании.

Финансовый директор
Это всего лишь один кейс из архива, который доступен для участников закрытого клуба «Финансист PRO». В нём участники регулярно делятся опытом, получают новые знания и решают подобные «почти детективные истории».

Вместо вывода

Нарушение правил и злоупотребление полномочиями возможны только в компаниях, где нет отлаженных процессов и легко спрятать преступление за ширмой недостоверных отчётов.
Если вы не уверены в данных, которые предоставляют сотрудники, то можете проверить всё с помощью «Финансиста». Почитайте кейс компании «Оптима Нордик», в которой наши аналитики помогли руководству подтвердить опасения о возможных злоупотреблениях со стороны персонала.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
12.11.2024
02.11.2024
31.10.2024