Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
КонФин 2024: Финансы бизнеса
4-я ежегодная конференция для финансовых директоров и предпринимателей
15–16 октября

PEST‑анализ предприятия: что это, как провести по шагам, примеры

11.10.2024
Для успешного запуска бизнеса недостаточно собрать талантливую команду, запастись ресурсами и продумать продукт. Важно учитывать внешние факторы, чтобы работа компании была востребованной. Определить их влияние помогает PEST-анализ.

О том, что в него входит, какие есть плюсы и минусы и как пошагово провести, рассказали в сегодняшнем материале.
Содержание материала:

Что такое PEST-анализ и для чего он нужен
Кто использует такой анализ и какие у него плюсы и минусы
Из каких факторов состоит PEST
Какие существуют виды анализа
Чем PEST отличается от SWOT
Как поэтапно провести PEST-анализ
В чём сложности анализа и какие существуют популярные ошибки при PEST
Рассказываем в наших информационных рассылках
Больше об управлении бизнесом
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Что такое PEST-анализ

Чтобы разобраться, как на бизнес влияет политика (Political), экономика (Economic), социум (Social) и технологический прогресс (Technological), используют PEST-анализ (кратко — ПЕСТ). Инструмент помогает учесть макрофакторы, окружающую среду и создать устойчивую бизнес-стратегию.
Четыре группы ПЕСТ

Для чего нужен PEST-анализ

PEST-анализ — мастхэв для руководителей, которые не склонны к импульсивным и рискованным решениям. Благодаря такому инструменту в компании могут:


  • взвесить «за» и «против» относительно каждого начинания;
  • определить перспективные направления для роста и расширения;
  • проанализировать востребованность продуктов;
  • создать план действий на случай изменений в политике и экономике страны;
  • решить, привлекать ли новых вкладчиков и акционеров;
  • избавиться от факторов, которые тормозят рост организации;
  • предсказать тренды и ожидания клиентов.

Кто использует PEST

Каждая организация подвержена влиянию мировых изменений, поэтому ПЭСТ пригодится как малому бизнесу, так и корпорациям. Такой анализ будет полезен всем — от владельцев предприятий и маркетологов до финансовых аналитиков и инвесторов.
Пользователи прибегают к ПЕСТ-анализу, чтобы обезопасить бизнес и найти точки роста

Преимущества и недостатки PEST

Плюсы PEST-анализа:
  • помогает оценить влияние внешних факторов на организацию;
  • позволяет спрогнозировать тренды и подготовиться к грядущим изменениям;
  • отсеивает бесполезные проекты.

Минусы PEST-анализа:
  • даёт только общую картину и не учитывает особенности конкретной отрасли;
  • зависит от субъективной оценки и профессиональных качеств аналитика;
  • требует много ресурсов на анализ больших объёмов данных.

PEST-анализ — не инструмент с безошибочными предсказаниями. Однако это рабочий метод, чтобы создать базу для стратегического и тактического бизнес-планирования.

Факторы PEST-анализа

В ПЕСТ выделяют четыре сущности, которые взаимно пересекаются и влияют друг на друга

Политические

К макрофакторам относятся внутригосударственная жизнь и международные отношения страны. Исследование политического аспекта помогает учитывать:

  • налоговые изменения;
  • условия для получения грантов;
  • поддержку регионов и отдельных отраслей экономики;
  • законы, которые регулируют работу бизнеса.
Из-за международной ситуации в начале 2022 года американская компания Mars приостановила импорт и экспорт в России.

Экономические

Под экономическими факторами в PEST-анализе подразумевают инфляцию, уровень занятости, покупательную способность, работу банков, процентные ставки, валютные курсы и многое другое. Исследование этих элементов помогает понять, какие риски связаны с изменениями в экономике.
В 2023 году из-за удорожания сырья, логистики и энергии закрылись около 170 тысяч юридических лиц. Однако другие организации воспользовались изменениями на рынке. За тот же период открылось около 242 тысяч новых предприятий.

Социально-культурные

Такие факторы связаны с развитием общества: образом жизни, народными ценностями, культурными нормами, уровнем образования и демографией. Знанию ситуации в обществе показывает, как поведение людей влияет на спрос на конкретный товар.
За последние 10 лет в России изменилось отношение к питанию. Люди стали следить за балансом рациона и выбирать здоровые продукты. В ответ на этот тренд компания «ВкусВилл» предложила большой ассортимент экотоваров и полезной еды, что помогло завоевать доверие покупателей и сделать предприятие амбассадором ЗОЖ-магазинов.

Технологические

Под технологическими факторами в ПЕСТ подразумевают уровень развития оборудования, инструментов, цифровизацию, кибербезопасность, автоматизацию процессов и многое другое. В некоторых отраслях бизнеса эти аспекты оказывают наибольшее влияние.
Прочитайте наш кейс про инжиниринговую компанию БИТИ. Автоматизация управленческого учёта в три раза ускорила согласование платежей, повысила скорость создания отчётности и оптимизировала штат сотрудников.

И если хотите узнать, чем автоматизация управленческого учёта поможет вашей компании, приходите на персональную демонстрацию «Финансиста».

Виды PEST-анализа

Когда традиционного PEST-анализа не хватает для составления прогнозов, исследователи рассматривают дополнительные факторы.

Легальность (Legal, L) — помогает оценить работу организации через юридическую призму.
Поэтапный процесс помогает структурно принимать управленческие решения
Экология (Ecological, Е) — прогнозирует влияние экологических аспектов на бизнес.
Пересобранная аббревиатура SLEPT с добавлением фактора экологии (E)
Индустрия (Industrial, I) — отражает изменения в промышленности.
Аббревиатура PESTEL с добавлением фактора индустрии (I)
Этика (Ethical, Е) — отражает ценности и нормы конкретной страны, где работает предприятие.
Пересобранная аббревиатура PESTELI с добавлением фактора этики (Е)
Иногда необходимо сделать анализ всех перечисленных факторов, тогда аббревиатура принимает форму PESTEELI.
Такой анализ учитывает все возможные аспекты и проводится в рамках конкретного государства
Если компания готовится выйти на международный уровень, к PEST прибавляются факторы нации (Nation, N), глобальности (Global, G) и локальности (Local, LO).
Аббревиатура PEST с факторами локальности (LO), нации (N) и глобальности (G)

PEST и SWOT-анализ: в чём сходства и различия

Так выглядит сравнение PEST- и SWOT-анализов
Когда и какой анализ подойдёт?

  • PEST лучше использовать на ранних этапах стратегического планирования, чтобы понять, в какой среде работает организация и каких вызовов ей следует ожидать. При этом результаты исследований могут служить базой для поиска угроз и перспектив в SWOT.
  • SWOT можно использовать на любом этапе планирования, чтобы оценить ситуацию на предприятии и разработать стратегию развития.

Этапы проведения PEST-анализа

Допустим, вы запускаете бизнес по продаже кофейных автоматов в России и хотите оценить перспективы. Сделать ПЕСТ поможет план из пяти шагов.

Шаг 1. Установите цель анализа

Цель ПЕСТ должна соответствовать специфике ниши. Например, можно пытаться выяснить, как макрофакторы повлияют на спрос на автоматы.

Шаг 2. Соберите информацию

Чтобы понять, что происходит в нише, нужно уточнить:

  • есть ли законы и правила, которые касаются установки автоматов в общественных местах;
  • растут ли цены на материалы и комплектующие для автоматов;
  • увеличивается ли спрос на формат «coffee to go»;
  • как новые технологии, вроде интеграции с мобильными приложениями, могут улучшить кофейные автоматы.

Шаг 3. Составьте таблицу

Теперь всё факторы нужно свести в одной таблице.
Пример таблицы ПЕСТ

Шаг 4. Оцените факторы и сделайте выводы

Политический фактор
Работу вендинговых аппаратов регулирует закон о гигиене, который требует от производителей и продавцов кофейных аппаратов соблюдать строгие нормы. Такой подход подразумевает, что кофейные аппараты должны быть сконструированы с учётом санитарных требований. Это может потребовать дополнительных затрат на модернизацию оборудования.

Экономический фактор
В ближайшие два года материалы для аппаратов могут подорожать на 30−50%. Это связано с сокращением поставок комплектующих и увеличением логистических расходов. Такая ситуация увеличит себестоимость кофейных автоматов, что повлияет на стартовые инвестиции и конечную цену машин для клиентов.

Социальный фактор
Спрос на кофе в России навынос в 2023 году увеличился на 21% и достиг 102,7 млрд рублей. Такая тенденция говорит об отличных перспективах для продавцов вендинговых автоматов. Поэтому следует адаптировать маркетинг под эту тенденцию.

Технологический фактор
Около 60% автоматов уже поддерживают мобильные платежи. К 2025 году ожидается, что этот показатель достигнет 80%. Бесконтактная оплата повышает комфорт клиентов и скорость обслуживания. Следовательно, инвестиции в аппараты с такой технологией могут стать конкурентным преимуществом.

Шаг 5. Разработайте стратегии

Суммируйте данные и создайте стратегию, которая может затронуть следующие моменты.

1. Разработка продукта
Так как закон о гигиене требует тщательной санитарной обработки автомата, добавьте функции автоматической очистки и дезинфекции.

2. Позиционирование на рынке
Продвигайте автоматы с акцентом на поддержку бесконтактных платежей и соблюдение санитарных норм.

3. Ценообразование и переговоры с клиентами
Учтите рост цен на сырьё и логистику и предложите покупателям ваших автоматов персональные условия. Чтобы компенсировать удорожание производства, продумайте лизинговые программы или возможность давать скидки за крупные заказы.

4. Фокус на крупных клиентов
Изучайте крупных сетевых клиентов — торговые центры, офисные здания, транспортные компании, которые уже инвестируют в вендинговые автоматы.

5. Технологические инновации
Инвестируйте в удалённое управление автоматами. Это даст покупателям ваших машин возможность дистанционно контролировать аппараты и получать данные о продажах онлайн.

6. План продвижения
Создайте рекламные кампании, которые поддерживают спрос на формат кофе навынос.

Трудности в процессе PEST-анализа

  • Для релевантных выводов нужно учитывать десятки разрозненных факторов, что усложняет анализ. В некоторых нишах нужно обязательно автоматизировать сбор информации.
  • Достоверные выводы можно сделать только за счёт проверенных источников, поэтому для исследования требуется факт-чекинг.
  • Политические и экономические изменения трудно прогнозировать. В некоторых ситуациях компаниям придётся обратиться за экспертизой к профессионалам.

Ошибки при проведении PEST-анализа

Нет конкретики данных

Если для ПЕСТ используются общие данные, то сделать по ним компетентные выводы нельзя. Например, недостаточно указать инфляцию в качестве экономического фактора. Нужно уточнить динамику показателя и его влияние на конкретную страну или отрасль.

Неверная оценка факторов

Если аналитику не достаёт навыков, он может сделать неправильные выводы. Так, при запуске бизнеса по продаже автомобилей можно переоценить технологические инновации и недооценить экономический фактор, вроде снижения покупательной способности. В итоге бизнес сфокусируется на продаже дорогих моделей, тогда как спрос будет высок лишь на бюджетные авто.

Работа с неподтверждённой информацией

Точность PEST снижают неподтверждённые данные и необоснованные предположения. Поэтому нужно опираться на фактическую информацию.

Неодинаковая трактовка тезисов

Когда участники ПЭСТ по-разному интерпретируют одинаковые данные, команда приходит к некорректным выводам и созданию нерабочих стратегий.

Рекомендации для PEST-анализа

  • Чтобы дополнить стратегию взвешенными выводами, привлекайте экспертов из разных отделов.
  • Анализируйте только достоверную информацию.
  • Не пытайтесь проработать каждый фактор в мельчайших подробностях. Сфокусируйтесь на моментах, которые наиболее важны для организации.
  • Сочетайте ПЕСТ с другими методами стратегического планирования, например, анализом конкурентов или SWOT.
  • Для актуализации планов PEST нужно проводить раз в полгода или год.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
10.10.2024
08.10.2024
02.10.2024