Определение точки безубыточности — один из ключевых моментов планирования. Если для производства подходит классическая формула из учебника по микроэкономике, то в случае с услугами могут возникнуть сложности. Например, для этой сферы проблематично рассчитать
себестоимость «единицы продукции». Однако при некоторых допущениях и упрощениях эти сложности можно преодолеть.
Когда я работал с небольшим кадровым агентством передо мной поставили три задачи:
- составить бюджет на предстоящий год;
- определить точку безубыточности;
- рассчитать цену дополнительных услуг.
Под дополнительной услугой собственник подразумевал такой вид подбора персонала, который редко заказывают, и агентство за него обычно не берётся. Например, когда клиенту нужно не просто «закрыть» топовую позицию, но и массово набрать сотрудников.