Top.Mail.Ru
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Как создать бюджет проекта?

09.02.2024
Ирина Пивовар
Отвечает:
Независимый консультант и финансовый директор
Создание бюджета для новых бизнес-проектов — это сложная и комплексная задача, которая требует аналитического подхода. Рациональнее разделить процесс на два этапа — подготовку и разработку. Это позволит ничего не упустить.

Подготовка

1. Анализ спроса и рынка
Необходимо исследовать рыночные потребности в новой товарной группе (ТГ) с учётом существующего спроса. В этом помогут такие инструменты анализа, как «Яндекс.Метрика», Wordstat, «Маяк» и другие.

2. Оценка возможностей производства
Следует определить, подходит ли новая ТГ для текущих производственных ресурсов — оборудования, складских площадей и персонала. С этим помогут фактическая управленческая отчётность и внутренняя аналитика в компании.

3. Оценка производства и спроса
На этом этапе нужно оценить потенциальный спрос на новый товар. Параллельно стоит посчитать, как быстро предприятие сможет изготовить запланированный объём продукции.

4. Составление долгосрочного плана
Этот шаг включает в себя проведение SWOT-анализа. Он направлен на поиск ресурсов, которые можно использовать для увеличения конкурентоспособности новой ТГ.

5. Расчёт прогнозной себестоимости
Необходимо определить стоимость производства и собрать информацию о ценах и условиях от поставщиков. После этого можно приступать к разработке бюджета и финансовой модели проекта.

Разработка

Бюджет

Создание бюджета начинается с анализа управленческой отчётности: отчётов о движении денежных средств (ОДДС) и о прибылях и убытках (ОПиУ), а также баланса.

ОДДС помогает оценить чистый денежный поток и потребность во внешнем финансировании. ОПиУ позволяет определить переменные и постоянные затраты для прогнозирования доходов и расходов. Баланс даёт представление об оборачиваемости запасов и дебиторской и кредиторской задолженностях.

Финансовое моделирование

Создание финансовой модели нового проекта основывается на прогнозах и данных фактической отчётности. Этап включает в себя разработку отдельных планов для различных бизнес-процессов — налогов, закупок, производства и других. Модель должна быть гибкой, чтобы быстро пересчитывать различные сценарии в случае изменения исходных данных.

Важно установить связи между переменными показателями, чтобы модель в Google Таблицах или Excel автоматически адаптировалась к корректировкам.
Елена Зосим
Автор блога «Финансиста»
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите узнать, насколько эффективен ваш бизнес?
Обратитесь в сервис «Финансист» и получите прозрачную и удобную отчётность
Что ещё почитать?
26.01.2024
26.01.2024
19.01.2024