1. Продажа продуктовКомпания зарабатывает на товарах, которые изготавливает сама. Продажи могут быть прямыми — без посредников, и непрямыми, когда бизнес использует услуги дистрибьюторов.
Компания Astrel производит офисные стулья и продаёт их конечным потребителям в своих магазинах.
2. Предоставление услугПри такой бизнес-модели компания берёт деньги за определённые услуги: преподавание языков, уборка помещений, поиск жилья и другие.
Компания Clean Slate предлагает клининговые услуги, за которые клиенты платят по мере использования или по подписке.
3. ФранчайзингКомпания передаёт право использовать свой бренд, товары или идею на коммерческой основе. Франчайзи платят владельцам франшизы роялти, а взамен работают по готовой схеме.
Компания Toys for Kids предоставляет право Playthings использовать свой бренд, продукты и бизнес-модель за определённую плату.
4. Фри-модель (Freemium)Базовые продукты или услуги можно получить бесплатно, а дополнительные функции или улучшенные версии необходимо оплатить.
Например, онлайн-кинотеатр Watch It работает бесплатно и даёт возможность своим
клиентам смотреть фильмы в среднем качестве. Чтобы посмотреть кино в высоком разрешении, нужно заплатить.
5. ПодпискаПотребитель регулярно платит фиксированную сумму за определённый набор услуг.
Клиенты Momentum платят по 350 рублей каждый месяц за возможность слушать музыку.
6. Платформенная модельКомпания создает платформу, которая соединяет различных участников рынка, например, покупателей и продавцов, заказчиков и исполнителей, менторов и подопечных.
Например, Dwork — платформа, на которой заказчики могут найти исполнителей для своих задач, а фрилансеры — подобрать подработку.
7. Партнёрская модельОрганизация получает комиссию за продажу продуктов или услуг, которые созданы другими предприятиями.
Например, компания Adew заключила договор с IT Now. Теперь Adew продаёт CRM-систему от IT Now и получает за это определённый процент.
8. Повременная оплатаКлиенты платят за время, в течение которого они используют продукт или услугу.
Например, клиенты студии VR Me платят по 4 рубля за минуту, которую проводят за игрой в очках виртуальной реальности.