Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

Что такое бизнес-модель?

Бизнес-модель — это способ, которым компания создаёт продукт и получает прибыль. Эта модель является отражением всех процессов организации и представляет собой документ, который наглядно описывает продукты предприятия, его клиентов, доходы и расходы.
Всё это только в наших рассылках
Лайфхаки, эксклюзивы и подарки
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Что входит в бизнес-модель?

1. Ценностное предложение: описание продуктов или услуг, а также их преимущества для клиентов.
2. Целевой рынок: определение основных групп клиентов, на которых ориентируется бизнес.
3. Каналы распространения: способы, с помощью которых клиенты получают продукты или услуги.
4. Взаимоотношения с клиентами: способы взаимодействия с покупателями для их привлечения и удержания.
5. Модель генерации доходов: способы, за счёт которых бизнес зарабатывает деньги. Включает описание ценообразования и модель продаж.
6. Основные ресурсы: описание активов, которые нужны для функционирования бизнеса.
7. Ключевые действия: операции и процессы, которые нужны для реализации бизнес-модели.
8. Ведущие партнёры: внешние организации или лица, которые помогают бизнесу функционировать.
9. Структура затрат: основные расходы, которые связаны с ведением бизнеса.
Подпишитесь на наш Telegram!
Интересно рассказываем про финансы бизнеса, делимся полезными подборками и весёлыми мемами

Какими бывают бизнес-модели?

1. Продажа продуктов
Компания зарабатывает на товарах, которые изготавливает сама. Продажи могут быть прямыми — без посредников, и непрямыми, когда бизнес использует услуги дистрибьюторов.

Компания Astrel производит офисные стулья и продаёт их конечным потребителям в своих магазинах.

2. Предоставление услуг
При такой бизнес-модели компания берёт деньги за определённые услуги: преподавание языков, уборка помещений, поиск жилья и другие.

Компания Clean Slate предлагает клининговые услуги, за которые клиенты платят по мере использования или по подписке.

3. Франчайзинг
Компания передаёт право использовать свой бренд, товары или идею на коммерческой основе. Франчайзи платят владельцам франшизы роялти, а взамен работают по готовой схеме.

Компания Toys for Kids предоставляет право Playthings использовать свой бренд, продукты и бизнес-модель за определённую плату.

4. Фри-модель (Freemium)
Базовые продукты или услуги можно получить бесплатно, а дополнительные функции или улучшенные версии необходимо оплатить.

Например, онлайн-кинотеатр Watch It работает бесплатно и даёт возможность своим клиентам смотреть фильмы в среднем качестве. Чтобы посмотреть кино в высоком разрешении, нужно заплатить.

5. Подписка
Потребитель регулярно платит фиксированную сумму за определённый набор услуг.

Клиенты Momentum платят по 350 рублей каждый месяц за возможность слушать музыку.

6. Платформенная модель
Компания создает платформу, которая соединяет различных участников рынка, например, покупателей и продавцов, заказчиков и исполнителей, менторов и подопечных.

Например, Dwork — платформа, на которой заказчики могут найти исполнителей для своих задач, а фрилансеры — подобрать подработку.

7. Партнёрская модель
Организация получает комиссию за продажу продуктов или услуг, которые созданы другими предприятиями.

Например, компания Adew заключила договор с IT Now. Теперь Adew продаёт CRM-систему от IT Now и получает за это определённый процент.

8. Повременная оплата
Клиенты платят за время, в течение которого они используют продукт или услугу.

Например, клиенты студии VR Me платят по 4 рубля за минуту, которую проводят за игрой в очках виртуальной реальности.

Что учесть при разработке бизнес-модели?

1. Адаптивность
Бизнес-модель должна быть гибкой и способной адаптироваться к изменениям рынка и потребностям клиентов.

2. Устойчивость
Модель должна обеспечивать долгосрочную устойчивость и рентабельность компании.

3. Конкурентное преимущество
Бизнес-модель должна учитывать конкурентное преимущество продукта или услуги.

4. Масштабируемость
В бизнес-модель следует заложить способность сохранять стабильность без значительных затрат при увеличении размера компании.

5. Финансовое планирование
Модель должна чётко отражать структуру доходов и расходов. Это помогает эффективно управлять финансами и прогнозировать прибыль.

6. Инновации
Бизнес-модель должна поддерживать внедрение новых технологий для сохранения актуальности и конкурентоспособности бизнеса.
Читать в блоге «Финансиста»
12.11.2024
02.11.2024
31.10.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.