Top.Mail.Ru
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что такое конкуренция?

Конкуренция — борьба компаний за внимание клиентов и увеличение рыночной доли. Это ключевой элемент рыночной экономики, который стимулирует развитие: предприятия стремятся снизить цены, повысить качество продукции путём внедрения инноваций.

Какие есть формы конкуренции?

1. Ценовая конкуренция
Компании хотят привлечь больше клиентов и снижают цены на товары или услуги.

2. Качество продукции
Производители стремятся увеличивать количество клиентов за счёт повышения качества товаров.

3. Маркетинг и брендинг
Компании укрепляют репутацию и повышают привлекательность бренда для потребителей.

4. Целевые рынки и сегментация
Конкуренция проявляется в стремлении захватывать определённые сегменты рынка и привлекать конкретную аудиторию.

5. Высокий уровень обслуживания клиентов
Предприятия предоставляют высококачественный сервис, чтобы выделяться на фоне конкурентов и повышать процент повторных покупок.

Конкуренция стимулирует инновации, рост качества товаров и услуг, снижение цен и расширение выбора. Она может быть как положительной, так и отрицательной. С одной стороны, процесс способствует прогрессу, а с другой — приводит и к негативным последствиям, например, к демпингу.

Какие есть виды конкуренции?

Каждый из видов конкуренции влияет на стратегии компаний, их поведение на рынке и управленческие решения. Топ-менеджменту следует понимать, как отличается один вид борьбы за клиента от другого, чтобы лучше ориентироваться в рыночной среде. Существует несколько классификаций.

1. Совершенная и несовершенная конкуренция

Совершенная конкуренция
На рынке множество мелких продавцов, которые предлагают одинаковые товары. Например, рынок сельскохозяйственной продукции.

Несовершенная конкуренция

  • Олигополия
Несколько крупных продавцов контролируют большую часть рынка, к примеру, производители пассажирских самолётов.
  • Монополистическая конкуренция
Множество продавцов предлагают похожие, но не одинаковые товары и услуги, например, рестораны или магазины одежды.
  • Монополия
Один продавец контролирует весь рынок: «РЖД», «Почта России», «Водоканал».

2. Прямая и косвенная конкуренция

Прямая конкуренция
Компании предлагают похожие товары и услуги и конкурируют за одних и тех же клиентов: Apple и Samsung.

Косвенная конкуренция
Компании предлагают разные товары или услуги, но удовлетворяют одни и те же потребности: производители смартфонов и кнопочных телефонов.

3. Ценовая и неценовая конкуренция

Ценовая конкуренция сосредоточена на снижении цен.

Неценовая конкуренция включает усилия, которые связаны с повышением качества продукции, маркетингом, брендингом, инновациями и уровнем сервиса.

4. Горизонтальная и вертикальная конкуренция

Горизонтальная конкуренция происходит между компаниями, которые работают на одном и том же уровне цепочки создания стоимости. К примеру, производитель конкурирует с производителем, дистрибьютор конкурирует с дистрибьютором.

Вертикальная конкуренция происходит между компаниями на разных уровнях цепочки создания стоимости. Например, борьба за покупателя между производителем и дистрибьютором.

В чём плюсы конкуренции?

1. Снижение цен
Конкуренция между компаниями часто приводит к снижению цен, а товары и услуги становятся более доступными для потребителей.

2. Улучшение качества
Чтобы привлечь и удержать клиентов, предприятия стремятся улучшить качество своих продуктов.

3. Инновации
Конкурентная среда стимулирует инновации. Компании постоянно ищут новые способы выделиться на рынке и для этого разрабатывают новые продукты, внедряют более совершенные технологии и улучшают бизнес-процессы.

4. Расширение выбора
Конкуренция обеспечивает увеличение ассортимента. Покупатели могут выбирать товары, которые лучше соответствуют их интересам.

5. Результативность бизнеса
Конкуренция заставляет компании работать более эффективно, сокращать издержки и улучшать производительность.

6. Экономический рост
Для повышения конкурентоспособности компании расширяют производства. Такие решения создают новые рабочие места и стимулируют экономическую активность.

7. Предотвращение монополий
Конкуренция ограничивает появление монополий, которые приводят к высоким ценам и плохому обслуживанию.

8. Распределение ресурсов
В конкурентной среде ресурсы распределяются более эффективно, поскольку компании стремятся продуктивнее их использовать.

В чём минусы конкуренции?

1. Недостаточное инвестирование в долгосрочные проекты
Часто компании фокусируются на краткосрочных целях и уменьшают инвестиции в долгосрочные проекты и исследования. Из-за этого замедляется экономический рост и страдает развитие конкретного предприятия.

2. Неустойчивость рынка
Интенсивная конкуренция приводит к нестабильности в экономике, происходят резкие колебания цен и бизнес-циклов.

3. Недобросовестная конкуренция
В погоне за долей рынка компании прибегают к нечестным методам: демпингу, обману в рекламе и антиконкурентным соглашениям.

4. Ущерб для малых предприятий
Малые предприятия не всегда могут конкурировать с крупными компаниями, которые обладают большими ресурсами. Из-за этого небольшому бизнесу приходится уходить с рынка.

5. Риск монополизации
В некоторых случаях из-за интенсивной конкуренции большинство игроков покидают рынок, и остаётся лишь несколько самых сильных предприятий.

Коротко о конкуренции в бизнесе

Конкуренция — это процесс, при котором компании ведут борьбу за рыночную долю. Для этого предприятия предлагают больше разнообразных товаров, повышают качество услуг и снижают цены. Иногда процесс приводит к негативным последствиям и ущемлению малых предприятий. Поэтому важно эффективно управлять конкуренцией ради здоровой атмосферы на рынке.
Читать в блоге «Финансиста»
25.04.2024
19.04.2024
15.04.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.