Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце

Что такое оферта?

Оферта — это предложение заключить договор. В отличие от рекламы такое обращение должно содержать все условия будущего соглашения, чтобы вторая сторона могла решиться на договор.

Ключевая особенность оферты — юридическая сила. Это не просто намерение, а готовность продавца выполнить обязательства, если покупатель решится на предложение.
Всё это только в наших рассылках
Лайфхаки, эксклюзивы и подарки
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Например, компания «Альфа» сделала email-рассылку с таким содержанием: «Арендуйте у нас станок модели XYZ за пятьдесят тысяч рублей на 12 месяцев. Условия оплаты: авансовый платёж за первый месяц, далее — ежемесячно до 10 числа. Техническое обслуживание включено в стоимость аренды».

Если получатель такой рассылки согласится на предложение, то оферта превратится в соглашение. При этом продавец уже не сможет отказаться от сделки.

Основные признаки оферты

Чтобы предложение считалось офертой, оно должно отвечать трём признакам.

1. Конкретность. Оферта содержит все условия, которые позволяют принять предложение без дополнительных уточнений. Например, в ней указывают предмет договора, цену, сроки выполнения обязательств и иные детали.

2. Адресность. Оферта направляется конкретному лицу или является публичной, например, в интернет-магазинах.

3. Намерение. Продавец явно показывает готовность взять на себя обязательства. Например, успешные переговоры, где стороны только обсуждают возможные условия, не является офертой.
Подпишитесь на наш Telegram!
Интересно рассказываем про финансы бизнеса, делимся полезными подборками и весёлыми мемами

Виды оферт и их различия

Оферты делятся на два вида и отличаются назначением, формой и кругом адресатов.

Публичная оферта. Она адресована неограниченному кругу лиц. Такое предложение доступно для всех, кто согласен на указанные в предложении условия. Например, интернет-магазин, на котором указаны цены, условия доставки и оплаты. Оформление и оплату заказа в этом случае можно считать за согласие с офертой.

Непубличная оферта. Такое предложение направлено конкретному лицу или определённой группе и содержит индивидуальные условия. Например, завод отправляет коммерческое предложение на поставку оборудования конкретному покупателю с чётко оговорёнными ценами, сроками и условиями оплаты.

Чем оферта отчитается от рекламы

Часто можно услышать или увидеть фразу «предложение не является публичной офертой», то есть продавец позиционирует предложение как рекламу. Отличить оферту от рекламы можно по четырем признакам.

  • Юридическая сила. Оферта имеет обязательный характер. Её принятие создаёт договорные обязательства. Реклама, напротив, не обязывает компанию к продаже товаров или услуг на указанных условиях.
  • Адресность. Оферта адресована конкретному лицу или группе лиц, тогда как реклама направлена на широкий круг потребителей.
  • Содержание. Оферта должна содержать все существенные условия, в том числе цену, сроки и другие моменты. Реклама обычно предоставляет лишь общую информацию.
  • Цель. Оферта нужна для заключения договора. Реклама служит для формирования спроса.

Риски при несоответствии. Неправильная оферта может привести к юридическим спорам. Ошибки в рекламе обычно не имеют серьёзных последствий, если не вводят потребителей в заблуждение.

Когда договор нельзя заменить офертой

Существуют ситуации, когда оферта не может заменить полноценный договор. Ниже несколько подобных случаев.

Сложные сделки с множеством условий. При заключении долгосрочных контрактов или соглашений, которые включают множество специфических условий, требуется подробный договор с детальной проработкой всех нюансов. Например, проекты по строительству или поставке уникального оборудования.

Требования законодательства. Некоторые виды сделок требуют письменного договора, который предусмотрен законом. Например, масштабные сделки между крупными корпорациями, кредитные договоры, трудовые соглашения, покупка недвижимости или доли в капитале бизнеса.

Необходимость согласования индивидуальных условий. Если стороны сделки хотят оговорить особые условия, оферта становится только основой для переговоров, а окончательное соглашение закрепляется в договоре.
Читать в блоге «Финансиста»
19.12.2024
17.12.2024
13.12.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.