Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
КонФин 2024: Финансы бизнеса
4-я ежегодная конференция для финансовых директоров и предпринимателей
15–16 октября

Что такое
проектный учёт?

Проектный учёт — это способ управления финансами бизнеса, который нацелен на отслеживание всех операций по конкретному проекту. Такой метод подходит предприятиям, которые одновременно ведут множество проектов и сделок. Это позволяет точнее анализировать финансовую эффективность каждого направления.
Всё это только в наших рассылках
Лайфхаки, эксклюзивы и подарки
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Главные задачи проектного учёта

1. Формирование структуры проекта

Нужно установить:


2. Поиск самых маржинальных и рентабельных направлений

Некоторые проекты приносят бизнесу наибольшую прибыль, а другие оказываются убыточными или приносят доход с значительной задержкой. Поэтому каждый отдельный проект должен иметь свой показатель маржинальности и рентабельности.

3. Контроль ценообразования

При первых расчётах затрат по проектам собственники часто упускают из виду косвенные и административные расходы. Чтобы этого избежать, нужно внимательно учитывать все расходы.

Например, при строительстве таунхауса из 30 домов застройщики учли только среднюю цену продажи и смету строительства. Они не задумывались о расходах на бухгалтера, проценты по займам и многие другие затраты. В результате операционные затраты значительно выросли, и чистая прибыль сильно отличалась от изначального прогноза.

4. Разделение ресурсов предприятия с учётом опыта прошлых сделок

Нужно использовать результаты предыдущих сделок, чтобы планирование и бюджетирование будущих проектов было более точным.

Что нужно для внедрения проектного учёта

Последовательность шагов при внедрении проектного учёта зависит от особенностей проекта, структуры компании и ситуации на рынке.

Выбрать метрику
Собственник должен определиться с метрикой, по которой можно будет оценить успех проекта. Например, объём продаж в месяц, прирост клиентской базы или общая выручка.

Структурировать затраты
Владелец бизнеса должен выбрать статьи постоянных затрат и разделить их на прямые и косвенные. В каждой компании будут свои способы распределения расходов в зависимости от ниши и проекта.

Определение источника данных
Руководство компании должно определиться с источником данных. Например, 1С, «МойСклад» и другие системы — выбор будет определяться особенностями предприятия. От типа источников будет зависеть методология для ведения проектного учёта.

Обозначить срок проекта и его этапы
Большие проекты следует разделить на несколько этапов и прописать дорожную карту. Каждому этапу необходимо назначить конкретную дату исполнения и установить плановые показатели. Кроме того, важно прописать карту реализации каждого этапа. Чёткое соблюдение сроков позволяет находится в рамках бюджета проекта.

Создать бюджет
Перед запуском проекта необходимо проанализировать, какие ресурсы потребуются для выполнения работы, и составить бюджет. Это позволит определить общую стоимость этапов, расходных материалов и работ.

Назначить цену
При формировании стоимости проекта нужно учесть прошлый опыт, планируемые расходы и возможные риски.

Преимущества и недостатки проектного учёта

Преимущества

  • Обеспечивает полную прозрачность финансовых операций.
  • Предоставляет данные для точного планирования будущих проектов, что способствует рациональному использованию ресурсов. Процесс становится ещё точнее, если учёт автоматизирован.
  • Помогает компаниям улучшать рентабельность проектов благодаря точному анализу доходов и расходов.
  • Позволяет заранее проанализировать возможные риски и необходимость привлечения инвестиций.

Недостатки


  • Требует значительных усилий и ресурсов: для внедрения нужно адаптировать существующие системы учёта, приобрести программное обеспечение и обучить сотрудников.
  • Требует постоянных обновлений и настройки —это увеличивает операционные расходы компании.
  • Часто требует строгого соблюдения установленных процедур и стандартов, что может ограничить гибкость компании в управлении проектами.
Читать в блоге «Финансиста»
10.10.2024
08.10.2024
02.10.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.