Top.Mail.Ru
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что такое цикл PDCA?

PDCA (Plan-Do-Check-Act) или цикл Деминга — это итеративный подход, который помогает командам оценивать и улучшать продукты или процессы через последовательное и контролируемое исполнение задач.
Подход подразумевает деление процесса на четыре этапа: планирование, исполнение, проверку и действие. Его часто применяют в бизнесе, так как он предлагает простую и эффективную структуру для решения проблем и оптимизации продукта.

Из каких этапов состоит цикл PDCA?

1. Планирование (Plan)
На этапе планирования главная задача — определить проблему и разработать план действий. Для этого:
  • устанавливают цели;
  • выбирают метрики для измерения успеха;
  • описывают процесс исполнения.

2. Исполнение (Do)
На этом шаге команда реализует установленный план. Для этого:
  • обучают персонал;
  • применяют подходящие методики управления;
  • документируют процесс, чтобы в дальнейшем провести анализ.

3. Проверка (Check)
На этом этапе анализируют данные, которые получили в ходе исполнения. Во время него:
  • сравнивают фактические результаты с плановыми;
  • анализируют проблемы и отклонения;
  • готовят отчёты для руководства.

4. Действие (Act)
На последнем этапе используют результаты предыдущих шагов, чтобы улучшить процессы на будущее. Например:
  • внедряют изменения и устраняют проблемы;
  • стандартизируют успешные практики;
  • планируют новые циклы улучшений.

Для чего нужен цикл PDCA?

Цикл PDCA позволяет систематически улучшать эффективность бизнеса, а также быстро реагировать на проблемы и вносить корректировки в процессы. В результате такого подхода повышается качество продукции и услуг, снижаются издержки, а также растёт удовлетворённость клиентов.

Как внедрить цикл PDCA в работу компании?

1. Обучить персонал на разных уровнях: управленцы и линейные сотрудники должны понимать основные принципы PDCA.
2. Определить ключевые процессы: применять цикл Деминга следует только для тех процессов, которые играют основную роль в работе бизнеса и требуют улучшений.
3. Применить на практике: начать можно с небольших проектов, чтобы все сотрудники убедились в эффективности метода.
4. Анализировать результаты: следует регулярно пересматривать и адаптировать процессы на основе отзывов.

Пример использования цикла PDCA

Компания Cook-Cook производит кухонную утварь. Недавно менеджеры заметили в новой серии сковородок высокий процент брака. Чтобы решить проблему, применили цикл PDCA.

Планирование (Plan)

Менеджеры по качеству и инженеры проанализировали процесс производства сковородок и выяснили, что вероятная причина брака — недостаточное покрытие антипригарным слоем. Специалисты предложили увеличить толщину слоя и контролировать его равномерность. Команда определила новые параметры для оборудования и ввела контрольные точки для измерения.

Исполнение (Do)

На одной производственной линии внедрили предложенные параметры. Параллельно операторы прошли дополнительное обучение и начали использовать обновлённое оборудование.

Проверка (Check)

После изменений провели анализ первых партий продукции, проверили качество и оценили количество брака. Он уменьшился на 50%.

Действие (Act)

Полученные данные подтвердили эффективность изменений. После этого руководство решило использовать новую методику на всех производственных линиях. В стандарты операционных процедур внесли нововведения, а затем переобучили всех операторов.
Таким образом, цикл PDCA позволил компании систематически подойти к решению проблемы, улучшить качество продукции и оптимизировать производственный процесс.

Коротко о цикле PDCA

Цикл PDCA — это эффективный инструмент для управления качеством и оптимизации бизнес-процессов. Он простой и универсальный, и поэтому его несложно внедрить в стратегию управления компанией.
Читать в блоге «Финансиста»
24.05.2024
21.05.2024
03.05.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.