Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут
Получите до 70 000 руб за перенос отчетности из Excel или другого сервиса в сервис Финансист
Бесплатно. Навсегда
Оставьте заявку на бесплатный аудит
и получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши в подарок
Осталось 17 мест в этом месяце
Оставьте заявку на бесплатный аудит
и получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши в подарок
Получите до 70 000 руб за перенос отчетности из Excel или другого сервиса в сервис Финансист
Осталось 17 мест в этом месяце

4 совета, как оценить эффективность масштабирования бизнеса

24.05.2024
Главный редактор «Финансиста»
Григорий Усанов
Иван Шестак
Редактор блога «Финансиста»
Масштабирование позволяет компании увеличивать объёмы работы, охватывать новые рынки и увеличивать доходы. Однако успешное расширение требует не только ресурсов и планирования, но и чёткой оценки эффективности.

В прошлом материале мы рассказали, как бизнесу подготовиться к масштабированию, а когда лучше отложить экспансию рынка. В этой статье финансовый директор Екатерина Яхонтова дала четыре практических совета, на что обращать внимание во время наращивания мощностей.
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Будем присылать самое интересное раз в 2 недели
Читайте статьи первыми
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Чтобы правильно оценивать эффективность расширения, стоит придерживаться четырёх рекомендаций.

Совет № 1. Анализируйте финансовые показатели

При расширении бизнеса важно понимать, как меняются чистая прибыль, выручка, себестоимость и маржинальность. Если план не выполнен, стоит выяснить причины и пересмотреть бизнес-процессы. Например, изменить маркетинговую стратегию, запустить обновлённую рекламную кампанию, нанять ещё сотрудников или дать больше времени для реализации плана.

Если изменения не приносят результатов, лучше вернуться на шаг назад и поменять стратегию масштабирования. Возможно, потребуется уволить часть сотрудников или закрыть точку.

Чтобы понимать ситуацию в компании, нужно вести три главных управленческих отчёта:
  • Отчёт о движении денежных средств (ОДДС)
    Даёт понимание, сколько денег сейчас на счетах компании, откуда они приходят и куда уходят.
  • Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ)
    Показывает точную чистую прибыль компании.
  • Управленческий баланс
    Содержит информацию о финансовом положении компании в конкретный момент времени.
Расширение бизнеса даёт существенные преимущества, но также может временно ухудшить некоторые показатели. Например, увеличить затраты и задолженность, снизить маржу. Это нормально для краткосрочного периода. Важно следить за каждым изменением, анализировать его и сравнивать с ключевыми показателями.

Совет № 2. Отслеживайте тревожные сигналы

Игнорирование тревожных сигналов на этапе расширения бизнеса может привести к серьёзным проблемам, вплоть до утраты позиций на рынке. Есть несколько ключевых признаков, что что-то идёт не так.

  • Рост затрат не соответствует увеличению выручки или конечный результат — затраченным ресурсам.
  • Прибыль и оборачиваемость запасов снижаются длительное время.
  • Дебиторская задолженность приводит к кассовым разрывам.
  • Маржа снижается без видимых причин.
  • Конкурентоспособность товара или услуг ухудшается.
Регулярный мониторинг таких моментов помогает на ранних этапах находить проблемы и устранять их.
Тревожные сигналы, за которыми нужно следить во время расширения бизнеса.

Совет № 3. Следите за динамикой спроса

Во время масштабирования во всех филиалах нужно следить за динамикой спроса. Если у второй точки клиентов стало больше за счёт основной, необходимо выяснить, почему так получилось. После стоит доработать маркетинговую стратегию по привлечению новых клиентов.

Совет № 4. Анализируйте количество покупателей

На каждом этапе масштабирования нужно оценивать текущее количество клиентов и привлекать новых: поддерживать контакт, разрабатывать новые приёмы привлечения и укреплять уверенность покупателей в качестве товаров или услуг.

Параллельно важно фиксировать, как часто клиенты возвращаются и делают повторные покупки. Если этого не происходит, то в компании нужно изучить, как увеличить ретеншн.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
23.07.2024
16.07.2024
12.07.2024