Top.Mail.Ru
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что такое демпинг?

Демпинг — это экономическая практика, при которой компания продает товар или услугу по цене ниже рыночной стоимости. Такое часто делают для вытеснения конкурентов с рынка. В краткосрочной перспективе демпинг помогает уничтожить конкуренцию, а в долгосрочной — укрепить монопольное положение.

Пример демпинга

Один из ярких примеров демпинга — история выхода Uber на новые рынки. Компания предлагала свои услуги по очень низким ценам, иногда даже ниже себестоимости поездки, чтобы привлечь клиентов и быстро завоевать долю рынка.

Такая практика создала серьёзные проблемы для традиционных такси и мелких перевозчиков. В результате многие из них теряли клиентов и доходы, испытывали финансовые трудности, а иногда даже закрывались.

Стратегия помогла Uber быстро набрать клиентскую базу. Однако такой демпинг вызвал много споров и критики на тему антиконкурентных практик и воздействия на местные рынки транспортных услуг.

Почему компании демпингуют?

1. Вытеснить конкурентов
Когда демпингом занимается одно предприятие, другие часто не выдерживают конкуренцию и вынужденны покидать рынок. Причина — не все компании могут позволить себе опускать цены ниже себестоимости и работать в убыток.

2. Завоевать рыночную долю
Низкие цены привлекают больше покупателей, в это время демпингующая компания быстро увеличивает количество продаж и завоёвывает рынок.

3. Воздействовать на психологию потребителей
Низкие цены создают впечатление выгоды и стимулируют покупки. Это особенно эффективно для товаров с низкой эластичностью спроса, когда потребители особенно чувствительны к цене.

4. Увеличить продажи
В некоторых случаях демпинг используют для краткосрочного увеличения объёмов продаж — например, когда нужно распродать запасы.

Преимущества и недостатки демпинга

Плюсы демпинга

1. Привлечение потребителей
Низкие цены позволяют увеличить продажи и рыночную долю компании.

2. Вытеснение конкурентов
Сниженные цены мотивируют потребителей приобретать товары с меньшей стоимостью и отказываться от привычных продуктов.

3. Временные преимущества
В краткосрочной перспективе низкие цены причиняют ущерб компании и выгодны только потребителям, однако после ухода конкурентов возникает монополия. Единственный продавец может установить любую цену.

4. Стратегическое позиционирование
Демпинг иногда используют как часть стратегии для быстрого выхода на новые рынки или для закрепления своей позиции.

Минусы демпинга

1. Убытки для производителя
Продажа товаров по цене ниже себестоимости приводит к финансовым потерям.

2. Монополизация рынка
Долгосрочный демпинг приводит к монополии, когда одна компания контролирует большую часть рынка. Это приводит к росту цен в будущем.

3. Негативное влияние на качество
В погоне за снижением затрат производители могут снижать качество товаров.

4. Нарушение рыночных норм
Демпинг — антиконкурентное поведение. Он может приводить к негативным юридическим последствиям.

5. Ущерб для малого и среднего бизнеса
Малые и средние предприятия не могут конкурировать с крупными компаниями, которые практикуют демпинг. Из-за этого небольшому бизнесу приходится закрываться.

Как справиться с демпингом?

1. Улучшать качество продукта
Цена — не единственный фактор, который влияет на решение о покупке. Высокое качество продукции помогает привлекать и удерживать клиентов, даже если цены выше, чем у конкурентов.

2. Дифференцировать продукцию
Повысить спрос можно за счёт уникальных особенностей продукта, которые отличают его от предложений конкурентов.

3. Повышать эффективность производства
Чем ниже стоимость производственных товаров, тем меньше себестоимость товаров. Повышение эффективности производства помогает сохранять конкурентоспособность без ущерба для прибыли.

4. Укреплять отношения с клиентами
Высокое качество обслуживания помогает создавать долгосрочные отношения с клиентами. Это повышает их лояльность и позволяет оставаться конкурентоспособными, даже когда на рынке появляются более выгодные предложения.

5. Использовать инновации
Внедрение новых технологий позволяет сокращать затраты и улучшать восприятие бренда.
Читать в блоге «Финансиста»
25.04.2024
19.04.2024
15.04.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.